Музейный инклюзивный проект «Лазорики. Навстречу солнышку»
Проект «Лазорики. Навстречу солнышку» был создан в Музее-заповеднике М.А. Шолохова с целью организации доступной среды, культурного досуга для детей с особенностями развития. В настоящее время программы пребывания в музее адаптированы для категории детей с РАС (расстройством аутистического спектра) и другими ментальными нарушениями. В них входят интерактивные занятия и экскурсии, мастер-классы, способствующие социальной адаптации ребенка, повышению интереса к культурной среде, улучшению качества жизни семей с особенными детьми за счет их включения в музейное пространство. Идет работа по адаптации музейных программ и для других категорий посетителей с особенностями развития.
Начиная с октября 2018 года, занятия еженедельно проходят на одном из объектов Музея-заповедника М.А. Шолохова – в Народном Доме, гончарной мастерской, на конюшне, в детском музейном центре (ул. Шолохова, 101), во флигеле Шолоховых. Ребята и их родители посещают эти занятия с большим интересом. Сотрудничество и сотворчество – так можно обозначить совместную деятельность музейных педагогов с детьми на мастер-классах. Вызвать у ребенка одобрение, улыбку, заинтересованность, желание совершать маленькие и большие открытия – важнейшие цели каждого занятия.
Адаптированные занятия и мастер-классы для детей с РАС и другими ментальными нарушениями:
«Радуга-дуга», «Я рисую пальчиками», «Мир флористики» (педагог Сивцова А.А.)
«Казаки – народ музыкальный», «Прикоснемся к старине» (педагоги Антипов В.В., Солдатов И.И.)
«Гончарная мастерская» (педагог Востриков Д.А.)
«Чудеса из глины» (педагог Тяпкин А.Г.)
«Волшебный карандаш» (педагог Попова М.Ф.)
«В гостях у печки-матушки» (педагог Цыцура А.Н.)
«Здравствуйте пони, здравствуйте, кони», «Мой конь вороной» (педагоги Чертков В.С., Бирюлин С.В.)
«Мы идем в театр» (педагог Каргина О.И.)
«На Дону каждый казак – рыбак» (педагог Слюсаренко Л.М.)
На объекте «Шолохов-центр», г. Ростов-на-Дону, также адаптированы мастер-классы, интерактивные занятия для «особенных» посетителей.
Музейные педагоги прошли обучающие курсы по взаимодействию с детьми с ОВЗ, имеют сертификаты, постоянно работают над совершенствованием методики взаимодействия с посетителями с особыми потребностями. Команда музейных специалистов принимает участие в организации и проведении ежегодных акций ко Дню инклюзии, Дню распространения информации об аутизме.
В разработку и успешное функционирование инклюзивного направления весомый вклад вносит проект «Инклюзивный музей» Российского комитета Международного совета Музеев (ИКОМ России), нацеленный на внедрение лучших практик социализации и творческой реабилитации людей с инвалидностью музейными средствами. Методические рекомендации, обучающие ролики и вебинары, представленные проектом ИКОМ, существенно улучшают качество работы музейных сотрудников с посетителями с инвалидностью, помогают расширить сферу деятельности, дают возможность использовать ценный опыт коллег из других музеев.
Записаться на инклюзивное занятие, получить консультацию о программе «Инклюзия в музее. Взаимодействие с детьми с ОВЗ», а также о детском проекте «Лазорики. Навстречу солнышку» можно по тел:
+7(86353)21-8-46, +7(950)8400860; e-mail: lida_nik86@mail.ru
Слюсаренко Лидия, координатор программы
«Инклюзия в музее. Взаимодействие с детьми с ОВЗ».