Народные ремёсла
Изготовление чириков
Сапожников в старину называли чеботарями. Обычно это ремесло передавалось из поколения в поколение и кормило семью мастера. Мальчиков с детских лет обучали отец-чеботарь или дед, нередко для обучения отдавали и «в люди», в сапожные мастерские.
Чтобы сделать обувь хорошего качества, нужны знания, умение, способности. От умения мастера зависит, как будет носиться его изделие, будет ли оно удобно, подойдёт ли по размеру. Старая пословица гласит: «Хвали сапожника труд, пока сапоги пятки не трут».
Во второй половине XIX века на Дону в каждом хуторе и станице были свои чеботари – и из иногородних, и из казачьего сословия. Они шили на свою семью и на заказ повседневную и праздничную обувь: чирики, сапоги, детские сапожки, гусары и гусарики, гетры, баретки и др.
Повседневной обувью для казачьей семьи были чирики – обувь, сшитая из цельного куска кожи, на плоской подошве. Это неотъемлемая часть самобытного костюма казаков и казачек, и в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» упоминание и краткое описание чириков встречается много раз: «Наталья остановилась. Нагнувшись, будто бы для того, чтобы завязать ремешок у чирика…»; «Сухую, красивую ногу её (Дарьи) туго охватывал фиолетовый шерстяной чулок, аккуратный чирик сидел на ноге, как вточенный…»; «Григорий… долго надевал чирик, выправляя подвернувшийся задник»; «Пантелей Прокофьевич… кряхтя, скинул чирики…»; «Дарья сняла с натруженных ног чирики…»; «Григорий с наслаждением мечтал о том, как снимет дома шинель и сапоги, обуется в просторные чирики…»; «Митька стал в двух шагах от серой стенки баркаса. Вода заливалась ему в чирики, холодила ноги»; «Христоня встал, надел на босые ноги стоптанные чирики, вышел»; «Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шёл, сдвинув на затылок фуражку»; «Давыдка-вальцовщик… ходил по мастерской, разбрызгивая чириками шуршащую пену стружек»; «Авдеич приотстал, завязывая чирик…»; «Сухо черкают подошвы чириков» и т.д.
Основным материалом для изготовления чириков была яловая кожа (грубой выделки, сырьём для которой была шкура коров), также шили и из хромовой (более мягкой выделки – телячьей, овечьей и козьей кожи). Основные цвета – чёрный, тёмно-коричневый и светло-коричневый.
Подошву делали из толстой кожи, и на пятке подшивали широкую набойку в 2–3 слоя – получался широкий плоский каблук. Чтобы чирики было легко надевать, в верхней передней части делался небольшой разрез. Иногда разрез стягивался шнурком или ремешком.
В нарядных чириках делали кант из светлой или тёмной кожи, прошивали красными или жёлтыми нитками, делали точечные прорезные узоры. На праздники чирики надевали в основном пожилые казаки и казачки.
Чеботарное ремесло живёт и сегодня, благодаря тем редким, талантливым людям, которые с большой любовью хранят традиции старых мастеров. Один их таких поистине уникальных умельцев – чеботарь Александр Александрович Арнаут-Клёнин, житель станицы Кумылженской Волгоградской области. Он не только занимается восстановлением и изготовлением обуви донских казаков по старинной технологии, но и активно изучает историю традиционной обуви казаков.
Огромное влияние на выбор редкой профессии оказал опытный чеботарь Иван Макарович Сиськов, казак, уроженец хутора Колотовского, живший в станице Кумылженской. Свою старую папку с бесценными выкройками обуви и колодки Иван Макарович передал Александру, который осваивал по ним чеботарное ремесло.
По просьбе сотрудников Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Александр Арнаут показал процесс изготовления чириков.