Новости
«Я пришёл на Дон с чистым именем воина…»
24.10.2011Исполнилось 150 лет со дня рождения А.М. Каледина – Атамана Войска Донского, генерала от кавалерии, главы казачьей контрреволюции на Дону в 1917-1918 гг.
Донским атаманом Каледин был меньше восьми месяцев, но, взяв на себя эту нелегкую ношу в тяжелейшее для Войска Донского время, вошел в историю как русский патриот, человек, беззаветно любивший Дон.
В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» Алексей Максимович Каледин представлен под своей фамилией. В частях, посвященных корниловскому мятежу, вспыхнувшему в августе 1917 года, центральная фигура романа — Григорий Мелехов — надолго отступает на второй план, а на первый план автор выводит исторические персонажи - генералов Корнилова, Каледина, Краснова и Деникина.
А.М. Каледин родился 12 (24) октября 1861 года в семье потомственных военных в станице Усть-Хопёрская (ныне Серафимовичский района Волгоградской области). Окончил Михайловское артиллерийское училище (1882 г.) и Академию Генштаба (1889 г.). Во время Первой мировой войны командовал кавалерийской дивизией, 12-м армейским корпусом, 8-й армией. В 1916 г. получил чин генерала от кавалерии.
Как строевой командир Каледин отличался скрупулёзностью и личной храбростью. А.И. Деникин в книге «Очерки русской смуты. Борьба генерала Корнилова. Август 1917 г.» в 1918 г. отмечал, что Каледин «не посылал, а водил войска в бой».
Февральскую революцию 1917 г. генерал Каледин не принял и, по мнению А.А. Брусилова, «потерял сердце и не понимает духа времени». Распоряжений Временного правительства о демократизации в войсках генерал не выполнял и в связи с этим был отстранён от командования армией.
И хотя Главнокомандующий русской армией Алексеев ввел его в члены Военного совета в Петрограде, уязвленный Каледин вскоре ушёл в отставку и уехал домой, на Дон. “Вся моя служба, – говорил он, – дает мне право, чтобы со мной не обращались как с затычкой различных дыр и положений, не осведомясь о моем взгляде”.
В Новочеркасск генерал Каледин прибыл во время работы Донского Войскового Круга (26 мая – 18 июня). Уступив уговорам председателя Круга М.П. Богаевского и казачьей общественности, Алексей Максимович согласился на избрание его войсковым атаманом, став первым выборным атаманом войска Донского после того, как в 1709 выборность была упразднена Петром I.
Осознавая свое положение, Донской атаман отмечал: «…Я пришёл на Дон с чистым именем воина, а уйду, быть может, с проклятиями».
25 октября 1917 года Алексей Максимович Каледин выступил с обращением, в котором объявил захват власти большевиками преступным, и заявил о том, что Войсковое правительство принимает на себя всю полноту власти в Донской области. 27 октября в Области было объявлено военное положение.
Для организации борьбы с большевиками в Новочеркасск прибыли члены Временного правительства и Временного Совета Российской республики («Предпарламента»), а затем и бывший Главнокомандующий русской армией, генерал М. В. Алексеев, создавший «Алексеевскую организацию» (с 27 декабря 1917 — Добровольческая армия).
Когда 26 ноября 1917 г. власть в Ростове и Таганроге захватили большевики, Каледину, по его словам, «было страшно пролить первую кровь», однако он все-таки принял решение вступить в вооруженную борьбу и, поскольку казаки поначалу не желали ввязываться в бои, обратился за помощью к генералу Алексееву. Каледин вместе с генералами Алексеевым и Корниловым образовали триумвират, в котором Каледину принадлежала вся полнота власти в Донской области.
М.А. Шолохов в романе «Тихий Дон», повествуя о совещании в Новочеркасске, пишет: «Твёрдым, во всю ступню, волчьим шагом прошёл чуть сутулый Каледин, сопутствуемый Богаевским… Каждое движение его было налито твёрдой медлительной уверенностью, зрелой силой; обычно так себя держат люди, побывавшие у власти, выработавшие на протяжении ряда лет особую, отличную от других осанку, манеру носить голову, походку». Эта характеристика даёт нам представление о Каледине как о сильном и гордом человеке.
Но далее события на Дону разворачиваются не в пользу казаков. 28 января 1918 г. генерал Корнилов извещает Каледина о решении отвести Добровольческую армию на Кубань, поскольку в условиях наступления красных и при отсутствии поддержки со стороны казачества ей грозит гибель. В романе об этом сказано: «29-го, в девять часов утра, в атаманском дворце было созвано экстренное совещание членов донского правительства. Каледин пришёл из своей квартиры позже всех. Он тяжело присел к столу, подвинул к себе бумаги. Верхушки щёк его пожелтели от бессонницы, под выцветшими угрюмыми глазами лежали синие тени… Тщательно утюжа кипку телеграмм широкой белой ладонью, …глухо сказал: “Добровольческая армия уходит. Для защиты области и Новочерскасска осталось сто сорок семь штыков… Положение наше безнадёжно. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно… Я не хочу лишних жертв, лишнего кровопролития. Предлагаю сложить свои полномочия и передать власть в другие руки”».
В тот же день генерал Каледин покончил с собой выстрелом в сердце. В своем предсмертном письме генералу Алексееву он объяснил свой уход из жизни «отказом казачества следовать за своим атаманом».
«Каледин, кровно связанный с казачеством и любивший Дон, мог идти только вместе с донским войском. Когда пропала вера в свои силы и в разум Дона, он ушёл из жизни. Ждать исцеления Дона у него не было сил», - так оценил его поступок генерал Деникин.
Современники характеризовали Каледина как человека чести и высокой культуры, большого русского патриота, готового не щадить живота своего для спасения Отечества.
Татьяна Крикун