Новости
«Кумов соприкасается с вечным, с бессмертным…»
20.11.201321 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Романа Петровича Кумова - донского писателя, драматурга, журналиста.
Литературные критики так отзывались о творчестве Кумова: «Его книга — порыв христиански настроенного лирического чувства, это трогательная песнь природе, в каждом дыхании которой чувствуется величие ее Творца, это песнь человеческой душе, в которой звучат напевы иного, высшего мира» (Н.Смоленский, обозреватель журнала «Отдых христианина», 1909 год); «Все рассказы и очерки Кумова живые. Описывая обывательское, Кумов соприкасается с вечным, с бессмертным. Он улавливает огоньки бессмертного, зажигающиеся в обывательской жизни. Болезненно сжимается его сердце, когда гаснут эти огоньки от недостатка чистого воздуха, но и в эти болезненные минуты он верит, что огонь любви, знания, свободы задушить нельзя. И где-то когда-то он разгорится...» (В. Поссе, журнал «Жизнь для всех», 1913, №1).
Родился Роман Кумов в 1883 году в станице Казанской, в семье донского казака Петра Кузьмича Кумова, мирового судьи. Детство и юность будущего писателя прошли в станице Усть-Медведицкой, куда семья переехала на постоянное место жительства. Окончив Усть-Медведицкое духовное училище и Донскую духовную семинарию, поступил в Московский университет на юридический факультет, по окончании которого в 1910 г. зачислился в сословие присяжных поверенных и вернулся на Дон.
С осени 1911 г. Кумов служил присяжным поверенным в г. Сарапуле Вятской губернии, но бывал там наездами, отдавшись литературному творчеству. Увлеченный этнографией и фольклором донского казачества, он «усиленно собирал бытовые материалы, казачьи песни и легенды, остатки старины, впечатления на местах, для чего предпринимал специальные поездки в глухие уголки северных округов Дона» (газета «Казачьи думы», София, 1922, 5 марта). В Первую мировую войну молодой писатель был мобилизован и направлен на фронт санитаром.
Печататься Р.П. Кумов начал рано: в младших классах семинарии в донских газетах. В 1909 году в Санкт-Петербурге вышел его первый сборник рассказов «Бессмертники», с заметным интересом встреченный читателями. Вскоре одно за другим выходят его произведения: «Малаша с Перекопских гор», «Лиза», «Татьянина ночь», сборник «Очерки и рассказы» и др.
В 1916 г. на литературном конкурсе имени А.Н. Островского его драма «Последний род Коростомысловых» была удостоена первой премии и поставлена на сцене ряда столичных театров. Биограф Кумова, донской журналист В. Севский, в связи с этим отмечал: «Пьеса открыла двери Кумову в большую литературу и большой театр».
Однако разразившаяся революция помешала осуществлению творческих планов писателя. В 1917 году Роман Петрович, навсегда покинув Петербург, уехал в станицу Усть-Медведицкую, где надеялся обрести душевный покой и веру в будущее. Писатель вновь обратился к казачьим темам, печатался в газете «Северный Дон», журнале «Донская волна». Тогда же он сблизился с Ф.Д. Крюковым, был редактором его сборника «Родимый край». К 25-летию литературной деятельности Крюкова Кумов написал пьесу «Уж ты сад, ты мой сад – зеленый виноград».
Р.П. Кумов очень тяжело переживал события Гражданской войны на Дону, и тема войны отражена в его творчестве. В письме В. Севскому он делится своими планами: «Главная задача моей теперешней работы – пробудить и поддержать, насколько можно, во впавшем в смертное безразличие русском обществе дух веры в себя и в свои судьбы. Это делать мне не трудно, ибо я верю на самом деле глубоко и в русский народ, и в особый его жребий на земле, несмотря ни на что».В это время писатель задумывает роман, посвященный жизни донских казаков и трагическим событиям Гражданской войны, – «Пирамиды». Но надежды и планы Романа Петровича, к великому сожалению, так и остались несбыточными. Но планам не суждено было сбыться: 20 февраля 1919 года на 36-м году жизни Р.П. Кумов скончался от тифа. Похоронен на кладбище в городе Новочеркасске с воинскими почестями.
Незадолго до ухода из жизни Роман Кумов писал: «И дай Бог нам увидеть нашу Родину в тишине, и радости, и славе. Если говорить откровенно, — я очень, очень в это верю, т.е. в то, что мы еще увидим восстание из мертвых нашей России...».
Галина Говорухина