Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
124 (1%)
Выставки
117 (1%)
Музейные события
81 (1%)
Музей – детям
130 (1%)
Донское казачество
260 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12611 (94%)
Архив опросов

Новости

«Пение казаков есть наслаждение и удовольствие…»

18.12.2013

Такое мнение высказал в марте 1846 года член-корреспондент Новочеркасского статистического комитета, есаул Василий Кушнарёв в статье «О музыкальности донских казаков», которую он отправил в Статистический Комитет Войска Донского «правителю дел», подполковнику Александру Попову. Этот документ интересен и сегодня знатокам и любителям казачьего фольклора.

Самобытный уклад жизни донских казаков формировался в особых условиях вольницы, военных походов, сражений, и это наложило отпечаток на песенное творчество. Донской историк В.Д. Сухоруков писал: «Донец в занятиях, отдыхе, забавах – воин. Война – его стихия и гордость». Какие же наблюдения сделал автор статьи «О музыкальности донских казаков». Предлагаем ознакомиться с трудом В. Кушнарева (публикуется с незначительными сокращениями):

«Все славянские племена, населяющие почти более половины Европы, пристрастны к пению, эта страсть оказывается более всех племён Славянских в Сербах и Богемцах; но Богемцы более имеют страсти к инструментальной музыке, а казаки к вокальной. Эта страсть открывается в самом детском возрасте. Инструментальная же музыка у казаков совершенно в малом употреблении.

Пение казаков есть наслаждение и удовольствие, но нисколько не служит средством пропитания: она как бы передаётся из рода в род наследственно. В старину или в век рыцарства казаков песни были необходимою потребностью, песнями изъявляли радость, как частную, так и общественную, и были во всеобщем употреблении. У них были песни на всякий случай, на какое-либо домашнее происшествие, поход против неприятелей, на смерть храброго товарища и тому подобное. <…> В тогдашнее время песни были почти одни только героические, но теперь много романтических: ибо нравы казаков умягчились, тогда было мало женатых, а теперь ни один не может быть неженатым. В то время, то есть отдалённое, казаки были воинственные, отважные, ибо они жили одною войной, посему песни их были всегда военного содержания.

Бывают ли какие торжества, встречи станичников с походной службы, отправление в службу, храмовые праздники и свадьбы, тогда бывают неумолкаемые хоры, и если случится в таком пиру скрыпка или какой другой музыкальный инструмент, то ей не дадут играть и заглушат её. Поют песни попеременно, плясовые и протяжные или, как они выражаются, волоковыя. Плясовые песни поют хором и все вместе пляшут, и в таком случае веселие бывает самое откровенное, непринуждённое и радушное. Как в Донских полках не бывает музыкантов, то вместо их песенники.

Если один ко другому придёт приятель или сослуживец и тот его погостит водкою или вином, в таком случае он ставит на стол весь свой обед и что лучшего съестного, выпивши чарки по две, они непременно запоют песню: без сего и беседа их не была бы весела и радостна. Казаки непристрастны к хмельным напиткам, но употребляют только там, где считают нужным: но в семье не без урода, бывают пьяницы, но это редкость. Прежде всего казаки брали на свадьбы водки по 10, 15, 20 вёдр, а при теперешнем откупе ограничиваются 3, 5 и 7 вёдрами. Если казак или казачка идёт в поле или с поля, или что делает в домашнем быту, непременно поёт песню, или военную, или романтическую. Есть превосходные голоса, особливо женские, которые поспорили бы с знаменитыми Европейскими певицами. Но <…> голоса их остаются в почести только между своими станичниками, не выходя из пределов своего станичного юрта.

Странно, что казаки очень мало занимаются инструментальною музыкою; хотя они имеют к тому средства, служа во всех почти концах пространной России, особливо в Польше. Всё равно по тому, что в вокальной музыке понимаем слова или содержание песен. Словами можно изъяснить свои чувства и страсти, возбудить сочувствие других, словом вокальная музыка для слуха, сердца, ума, воображения и памяти, а инструментальная только для слуха, она выражает одни звуки, не сообщает нам слов и мыслей, почему и непонятна для ума и сердца. Есаул Василий Кушнарёв».

Из приложения к документу ясно, что он был взят на учёт и получил хорошую оценку, о чём Канцелярия 29 октября оповестила автора: «Доставленную при отношении от 11 прошлого марта статью Вашего сочинения «О музыкальности донских казаков» я имел честь получить и докладывать Комитету, который поручил мне передать Вашему Благородию его благодарность за труд Ваш».

Статья В. Кушнарева «О музыкальности донских казаков» хранится в Государственном архиве Ростовской области (Ф. 353, on. 1, д. 50).

Ирина Коренюгина