Новости
Православный Дон казачий
12.02.2013Выставка «Казак без веры не казак» была открыта 8 февраля в Экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» музея-заповедника М.А. Шолохова. Она представлена Старочеркасским историко-архитектурным музеем-заповедником, который был создан в 1970 году благодаря инициативе и настойчивости М.А. Шолохова.
Старочеркасские музейщики привезли в Вёшенскую уникальную коллекцию церковных предметов, представляющих собой историческую и культурную ценность.
На открытии выставки заместитель директора, главный хранитель музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогреева не только отметила духовную близость двух старинных донских казачьих станиц, но и обратилась к тексту того самого шолоховского письма, в котором он предлагает руководству страны в год 400-летия Войска Донского организовать в Старочеркасской историко-архитектурный музей, «чтобы сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной страны».
Исполняющая обязанности директора Старочеркасского музея И.А. Чеботурова в ответном слове высказала благодарность за радушный приём и искреннее удивление тем, что вёшенцы так хорошо знают прошлое их родной станицы, а также тем, что родственные по сути музеи до сих пор не обменивались временными выставками.
Своим мнением о событии поделились также протоиерей Вёшенского благочиния отец Владимир, атаман Вёшенского юрта И.В. Свирякин.
На открытии выставки присутствовал глава Шолоховского района О.Н. Дельнов.
Экспозиция выставки получилась привлекательной, насыщенной историческими раритетами, о которых рассказала собравшимся заведующая экспозиционным отделом Старочеркасского музея И.С. Емельянова.
Например, интересна и необычна история Феодоровской иконы Божьей Матери. Эта икона считалась семейной и особо почитаемой в царском доме Романовых. По преданию, именно ею мать будущего царя Михаила Федоровича благословила на царство своего сына. С 18 века немецкие принцессы, выходя замуж за русских великих князей и принимая православие, по традиции в честь Феодоровской иконы получали себе отчество Фёдоровна. К ним относятся: Мария Фёдоровна (жена Николая I), Мария Фёдоровна (жена Александра III), Александра Фёдоровна (жена Николая II). На иконе, в правом нижнем углу, размещена эмблема «Фалунь» – изображение вселенной в миниатюре. Некоторые исследователи называют эту эмблему «женское чрево», из которого произошел весь род людской. Икона написана на липовой доске, при реставрации изображения на одеждах Богородицы открылась нечитаемая надпись.
Икона «Пять изводов Богородицы» была написана уроженцем ст. Старочеркасской Григорием Чулимовым. Автор не только подписывал свои иконы, но и указывал год и место их изготовления. Это тем более интересно, что на русских иконах авторская подпись явление крайне редкое.
Посетители выставки могут увидеть и редкие книги: «Скифское покаяние» (достаточно было прочитать главу из покаяния, и грехи отпускались), «Учебная псалтырь» (главное учебное пособие в древности), «Старочеркасский Ефремовский монастырь Донской епархии», «Акафист псаломщика» и многие другие. Книга в России издавна пользовалась большим уважением, была не только духовной, но и материальной ценностью. Богоугодные книги стояли всегда на полке в святом углу рядом с иконами, их передавали по наследству от отца к сыну.
Многие посетители возможно впервые увидят облачение священнослужителей: саккос – облачение архиерея, фелонь – облачение священника, совершающего богослужение, всевозможные детали облачения.
Важнейшую часть выставки составляют подлинные предметы из старочеркасских церквей. Среди них хоругви XIX века из Воскресенского собора, пелена из Преображенской церкви конца XIX века, различная церковная утварь: водосвятные чаши, сосуд для причастия, металлические и стеклянные лампады, кресты напрестольные, осеняльные, нательные и трикирии.
Выставка дает возможность посетителям узнать больше об истории религии в России и на Дону, об отношении донских казаков к православной вере.
Выставка будет принимать посетителей до 14 апреля 2013 года.
Нина Носкина