Новости
«Скучал песок…»
24.06.2014В музее-заповеднике М.А. Шолохова сотрудники отдела молодежных программ разработали методику проведения занятий для детей с использованием пескографии.
Пескография (Sandart), один из современных видов искусства, возникший в 1970-х годах прошлого века, – это рисование песком в затемненном помещении на подсвеченной снизу поверхности специального стола. Очищенный и просеянный песок наносится на стекло как фон, на котором пальцами прорисовываются элементы рисунка. Фоном может служить и само стекло, на котором тонкой струйкой песка создаются фигуры.
Рисование песком – это ещё и один из важнейших инструментов познания мира, средство эстетического восприятия и развития. Песок – та же краска, только работает по принципу «света и тени», прекрасно передавая человеческие чувства.
Первую «пробу песка» сотрудники музея провели во время литературно-этнографического праздника «Конь казаку всего дороже»: дети на специальных столах с прозрачными столешницами и подсветкой рисовали песком фигуры лошадей, а затем, погрузившись в мир фантазии и волшебства, превращали сыпучие «краски» в степной пейзаж, подводный мир, лес с диковинными птицами и животными. И вот уже на картине не просто цапли на озере, а романтический ночной танец птиц, не просто голова лошадки, а голова сказочной Сивки-бурки. Пескография очень понравилась детям, и их выдумке не было предела.
Пескография может выступать и как самостоятельный вид творческой деятельности, и как комплексный, например, в составе музейного занятия. Сотрудники музея подготовили занятие «О чём рассказала картина?» по материалам выставки «Западноевропейское искусство» из собрания Государственного музея А.С. Пушкина. Дети, представляя себя в роли художников-новаторов, погружались в творческий процесс и на основе увиденного на выставке посредством песка выражали свои чувства. Теперь они по-новому воспринимали слова поэта В. Бредихина:
Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
Дети представляли этот тысячелетиями скучающий песок - песок, который всегда перед глазами, а красота его не видна. И как только гас свет, руки превращали мелкозернистый песок, лежащий на прозрачной столешнице, в удивительные картины. Для детей рисование песком стало увлекательным процессом, затрагивающим все сферы чувств, побуждающим к творчеству, расслабляющим и вдохновляющим одновременно. И на занятиях не скучно ни песку, ни юным художникам.
Нина Стеблина