Новости
«Донские рассказы» на киноэкране: воспоминания сценариста
30.03.2016
По ранним рассказам М. Шолохова поставлен целый ряд фильмов («Жеребёнок», «Донская повесть», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Непрошенная любовь»), сценарии которых были написаны ленинградским автором, лауреатом Государственной премии, заслуженным деятелем искусств РСФСР А.Я. Витолем.
В 1998 году Арнольд Янович передал в фонды Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова часть своего архива, связанную с его работой по подготовке экранизаций шолоховских произведений. Среди многих интересных материалов особое место занимают его воспоминания «Круговерть жизни».
Вспоминая историю создания фильма «Жеребёнок», А. Витоль пишет: «Всем своим смыслом, судьбой неразумного жеребёнка, метавшегося меж красными и белыми, фильм, безусловно, восставал… против жестокости военного противостояния людей. Спасла от нападок бдительного начальства, как всегда у Шолохова, четкая классовая позиция, помноженная на сердобольное человеколюбие, независимо от того, в каком лагере оказывался тот или иной герой его произведения. У красноармейца, хозяина «согрешившей кобылы», с подкупающей обескураженностью сыгранного молодым Евгением Матвеевым, не поднялась рука «сничтожить» мешавшего отряду жеребёнка. Зато белый офицер хладнокровно выстрелил в человека, выносившего на руках из донской стремнины сосунка к призывно ржавшей на берегу матери…
Поэтическая настроенность шолоховской прозы, которую мы попытались перенести на экран, особенно покорила строгое жюри международного фестиваля короткометражных фильмов в западногерманском Оберхаузене, несмотря на бушевавшие в мире ветры «холодной войны», нам (А.Витолю и режиссёру В.Фетину) присудили приз «За гуманизм».
После первых двух фильмов («Жеребёнок» и «Нахалёнок») отважился экранизировать рассказ «Шибалково семя». Всего четыре странички книжного текста, а сценарий «Донской повести» растянулся на полнометражную киноленту.
– Как бы шёл от обратного, – оправдывался перед Шолоховым, – позволил себе для расширения истории трагической любви Шибалка к Дарье воспользоваться некоторыми моментами «Тихого Дона». Даже включил эпизод расстрела оркестра, играющего «Интернационал», который почему-то не вошёл в фильм Сергея Герасимова. Вас это не рассердило?
– Далёк от вашей «технологии», – ответил писатель. – Конечно, мои ранние рассказы основывались на тех личных наблюдениях, которые потом выплеснулись в «Тихом Доне». Ты вправе искать в нем опору для экранизаций, хотя почему-то раньше они не привлекали внимания кинематографистов.
Две другие экранизации донских рассказов «Двухмужняя» и «Чужая кровь» тоже восходили к юным годам писателя, будучи во многом автобиографичными. Когда удивляются, как могли в столь молодом возрасте из-под пера Шолохова родиться первые книги «Тихого Дона», то разве подобные автобиографические зарницы не есть прелюдия к ярчайшим всполохам стремительно мужавшего таланта? Туго спрессовалось революционное время, и в вихре невиданных потрясений российской жизни выпестовалось целое поколение молодых писателей, поэтов, художников.
«Двухмужняя» на экране стала дебютом ещё одного молодого режиссера – Евгения Матвеева. Свой первый фильм он назвал «Смертный враг», хотя из этого рассказа мы позаимствовали лишь фрагменты, ибо главная суть всё же в драме Анны, оказавшейся двухмужней.
В работе над «Непрошенной любовью» (у Шолохова – «Чужая кровь») встретился с известным кинооператором «Мосфильма» Вл. Монаховым. Этот фильм – «серьёзные размышления о горькой судьбине небогатой казачьей семьи. Красные в бою насмерть срубили единственного сына-кормильца. А потом из жалости старик и старуха насилу выходили тяжелораненого паренька из продотряда. Хоть и чужой был крови, а прикипели к нему сердцами, впустив в осиротевшую хату непрошенную любовь».
Успеху «Донской повести» несомненно способствовал Евгений Леонов. На худсовете «Ленфильма» выступали против приглашения его на роль простодушного, неотёсанного красноармейца Трофима. Тем паче, что после «Полосатого рейса» амплуа комика ещё прочнее прилепилось к нему. Но именно во время работы над комедией, насыщенной невообразимыми трюками, Фетин сумел почувствовать в актёре стремление к глубоким переживаниям, иным ролям. Мне даже теперь трудно представить, кто мог бы искренней, с такой внутренней болью передать гамму чувств Шибалка к изменнице Дарье.
Не могу не заметить, что и сценарий «Донской повести» проходил с трениями. Очень не нравилось московским редакторам, что Дарью, родившую ребёнка, Шибалок расстреливает за измену. Мы отсняли кульминацию трагедии, без которой терялся смысл всего фильма. Помог и авторитет Шолохова, утвердившего сценарий.
Предлагали на «Мосфильме» и «Ленфильме» продолжить линию донских рассказов. Показалось, что стану повторяться, а главное – неудобно одному «оккупировать» столь упорно шолоховское творчество. Да и Михаил Александрович, когда мы долго беседовали в гостиничном номере «Москвы», сказал:
– Брось ты заниматься этим ранним Шолоховым! Разве так уж интересно сегодня людям? Много других тем, более важных. Ты хорошо почувствовал нашу донскую жизнь. Возьмись сам, немало сохранилось интересных историй.
Не решился использовать шолоховскую подсказку, но, с моей лёгкой руки, продолжалась экранизация донских рассказов, создаваемых на разных студиях. Разные темы и жанры перепробовал я в сценариях для кино и телевидения. Однако «шолоховское начало» ещё долго продолжало согревать душу».
Арнольд Янович Витоль (30 мая 1922 – 22 февраля 2000) – советский и российский кинодраматург, журналист, биограф. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1980), лауреат Государственной премии РСФСР (1980), обладатель ордена Почёта (1966). Участник Великой Отечественной войны.
После окончания войны поступил в ЛГУ на факультет журналистики, который окончил в 1949 г., в кино пришёл в 1945г., работал редактором сценарного отдела и главным редактором объединения «Ленфильм». С 1959 г. стал писать сценарии.
С 1962 г. работал в газете «Ленинградская правда», затем – заведующим отделом культуры Ленгорисполкома, после – начальником управления кинофикации Ленинграда. Автор биографических статей и очерков.
Публикацию подготовила
Валентина Леонова