Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
130 (1%)
Донское казачество
257 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12611 (94%)
Архив опросов

Новости

«…Ко мне идут письма от тех, кто побывал в плену»

12.04.2016

М.А. Шолохов одним из первых в советской литературе поднял тему военнопленных. Строки его произведений «Они сражались за Родину» и «Судьба человека» вызвали большой отклик у читателей и в нашей стране, и за рубежом.

В романе «Они сражались за Родину» прототипом старшего брата Николая Стрельцова, по словам самого писателя, стал побывавший в немецком плену генерал Михаил Фёдорович Лукин (18 ноября 1892 – 25 мая 1970). Лукин во время Великой Отечественной войны был командующим 16-й, а затем 19-й армиями, в плен попал, будучи тяжелораненым, в концлагере пережил тяжелейшие испытания. Знакомство М.А. Шолохова и М.Ф. Лукина состоялось в июле 1941 года, после войны они неоднократно встречались, и Михаил Фёдорович делился с писателем своими воспоминаниями о пережитом.

В 1956 году М.А. Шолохов обратился к генерал-лейтенанту юстиции Б.А. Викторову с просьбой о восстановлении доброго имени М.Ф. Лукина и изложил свою точку зрения: «… К сожалению, ко всем, оказавшимся в плену, отношение почти одно – осуждение, недоверие и даже преследования». В заключение писатель напомнил: «Не забудьте о Лукине, разберитесь... пока он жив», — сделав на последнее слово ударение, и добавил: «Ко мне идут письма от тех, кто побывал в плену. Не обижайтесь, к вам их буду пересылать». Б.А. Викторов встретился c Лукиным, а затем изучил архивные материалы, где обнаружил документы, убедительно доказывающие, что генерал Лукин вел себя в плену достойно. Однако эти факты, как вспоминал позже Б.А. Викторов, «установленные следствием и судом еще в 1946 году, были оставлены без последствий. Их либо не знали, либо просто игнорировали. Обработав все эти данные, сделав вывод, мы отправили наше заключение в Министерство обороны. И генерал Лукин М.Ф. был реабилитирован».

Главный герой рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов также прошёл сквозь ужасы немецкого плена. Сразу после публикации рассказа в газете «Правда» (31 декабря 1956 и 1 января 1957 гг.) к М.А. Шолохову стали приходить письма от самых разных читателей. Многие благодарили писателя за то, что он поднял тему бывших военнопленных. Были среди этих писем и письма от бывших заключённых фашистских концлагерей, которые впервые делились своими воспоминаниями о пребывании в плену.

Мы приводим фрагменты писем к М.А. Шолохову (публикуются впервые):

«Мы прочитали три раза Вашу повесть «Судьба человека». Очень хорошая и трогательная книга. Мы плакали, когда прочли её… Морокина, Шахова. Курская обл., г. Оболонь»;

«Многоуважаемый Михаил Александрович! Я работаю учителем. Ваши великие творения, завоевавшие мировую славу, всегда были в моей жизни путеводной звездой… «Судьба человека» глубоко тронула моё сердце до горячих слёз. Я попал в плен во время ранения и контузии в станице Егорлыкской в Ростовской области. Я побывал во многих лагерях. За всё это время я столько видел, столько пережил, что никогда бы не смог поверить, что такое может быть, если бы не самому пришлось увидеть (ужасы издевательства фашистов над военнопленными, свидетелем чего я был сам). Я был приговорён к смерти. Но, как видите, всё пережито. Как я остался жив, не могу и сам этого понять. Возможно, потому, что у меня в эту войну погибло на фронте три родных брата. Ну, а ведь одному-то надо было остаться. Вот я и остался. С глубоким уважением к Вам Борис Пилипюк»;

«Многоуважаемый Михаил Александрович! С огромным вниманием прочитал я Ваш рассказ «Судьба человека», напечатанный в «Правде». Воспрянул духом. Понял, что нельзя ни при каких условиях забывать о своём главном долге: жить, именно жить, а не существовать. Большое спасибо Вам за это. Извините за беспокойство. Дроздов. 2 января 1957 г.»;

«Здравствуйте Михаил Александрович! С приветом к Вам Ваш читатель, поклонник Ваших художественных произведений – Пётр Кругликов. … В Вашей книге «Они сражались за Родину» прототипом брата генерала Стрельцова является Михаил Фёдорович Лукин. Это для меня очень дорого. Я знаю о трудной судьбе этого человека, с которым пришлось вместе переживать ужасы фашистского плена. С уважением П. Кругликов. 6 января 1966 г.».

Таких посланий много, и они занимают особое место среди читательских писем к М.А. Шолохову.

 

Екатерина Карбышева

 

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного фонда (РГНФ). Проект № 16-04-00166а.