Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
129 (1%)
Донское казачество
256 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

Донской драматург и писатель

23.05.2016

2 июня 2016 года исполняется 140 лет со дня рождения писателя и драматурга Константина Андреевича Тренёва, автора множества рассказов, повестей и пьес. Родившийся в 1876 году в хуторе Ромашово Волчанского уезда Харьковской губернии, Тренёв свое детство и отрочество провел близ железнодорожной станции Миллерово, в хуторе, ныне именуемом Тренёвка. Начальное образование Константин получил в двухклассном Каменском училище, после которого его приняли на казенный счет в земледельческую школу при станции Дергачи близ Харькова. Стремление к учебе привело его в Новочеркасскую духовную семинарию, затем в Петербургскую духовную академию. Одновременно Тренёв окончил Петербургский археологический институт, а спустя годы, будучи немолодым писателем и педагогом, Константин Андреевич окончил сельскохозяйственный институт в Симферополе, полагая, что писатель, пишущий на крестьянские темы, должен овладеть агрономической наукой.

 Константин Андреевич долгое время жил в Новочеркасске. В одном из писем донскому журналисту Якову Павловичу Лепилину, с которым до конца жизни поддерживал дружбу, писал: «Новочеркасск сначала разочаровал меня, но тут же вошел в меня на всю жизнь, как самый любимый город … там поэзия юности, потому что открылись самые нежные и заветные источники».  Здесь же началась его  журналистская и литературная деятельность. В течение 1905-1906 гг. он был редактором газеты «Донская жизнь» и одновременно сотрудничал с газетой «Донская речь», помещая под псевдонимом К. Харьковский статьи, фельетоны и рассказы.

Первым произведением писателя был рассказ  «На ярмарку», опубликованный в 1898 году в газете «Донская речь». Затем последовали рассказы «Затерянная криница», «Мокрая балка», «Вихри», «Шесть недель», «Батраки», «Ганна». Прообразом многих героев тренёвских рассказов были его земляки – иногородние, не избавившиеся от беспросветной нужды и на донской земле.

В 1909 году он переехал в  Симферополь, где прожил два десятилетия, продолжая литературную и педагогическую деятельность.

Широкое признание завоевал Константин Андреевич и как выдающийся драматург, творец замечательных высокохудожественных пьес. В драматургию Тренёв принес искусство напряженного драматического сюжета, красочные картины быта и правдивые, реалистические зарисовки характеров, сочные диалоги и любовь к яркому языку. Первые драматические произведения Тренёва увидели свет ещё до революции в Новочеркасске. Наиболее крупной из них была пьеса «Дорогины», напечатанная в журнале «Заветы» (1912). В 1924 году  написана в жанре народной трагедии пьеса «Пугачевщина», повествующая о бунте донских казаков во главе с Емельяном Пугачёвым. Тренёв не предполагал увидеть её на сцене. «Пугачёвщина», – вспоминал он, – написанная мною не для театра, была напечатана, но театрам не предлагалась». Эта пьеса всецело определила истинное призвание Тренёва. Хотя и не прекращалась работа беллетриста, все-таки писательской страстью стала драматургия.

Пока шли первые представления «Пугачёвщины» на сцене Художественного театра, Тренёв уже был поглощен работой над новой пьесой – «Любовь Яровая»,   задуманной  ещё в период гражданской войны. В первые годы пьеса буквально завладела зрителями, имела ошеломляющий успех. В декабре 1926 года она была поставлена на сцене Малого театра и даже в небольших в то время городах (например, Каменск, Шахты) спектакль при полных сборах за лето прошёл более 30 раз.

В годы Великой Отечественной войны Константин Андреевич написал ряд патриотических повестей, две пьесы. Первая из них – «Навстречу», посвященная первому этапу войны с фашистами, вторая – «Полководец» –историко-патриотическая, посвященная могучему образу фельдмаршала  М.И. Кутузова. Смерть оборвала работу писателя над драмой «Юность Петра».

До конца жизни Тренёв не порывал связи с Донской землёй. Часто приезжал, был в курсе многих проблем Новочеркасска, помогал созданию картинной галереи произведений художников-земляков: М.Б. Грекова, Н.Н. Дубовского и И.И. Крылова, завещавших в дар городу некоторые свои работы. Ходатайствовал о возрождении драматического театра, интересовался творчеством начинающих писателей, помогая росту их художественного мастерства, встречался с простыми тружениками села.

С чувством глубокого благоговения он говорил о своей родине – Донском крае: «Я глубоко  и на всю жизнь люблю свою родину – Дон, где я провел детство, юность и зрелые годы. С описания этих самых мест, с описания тихого Дона и его людей я начал свой литературный путь. Всю силу своей любви, восторга и печали я вложил в эти описания. На земле нет для меня более дорогого, близкого и любимого места, чем тихий Дон и его широкие, блестящие и грезящие поля…».

Константин Андреевич с восхищением и любовью отзывался о творчестве Михаила Александровича Шолохова, как о писателе, воспевшем в своих бессмертных произведениях, любимую Тренёвым донскую землю.

Почти полувековой творческий путь замечательного русского беллетриста и драматурга был достойно отмечен присуждением Тренёву Сталинской премии в 1941 году за пьесу «Любовь Яровая», он был также награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта».

 

Галина Говорухина