Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
90 (1%)
Выставки
73 (1%)
Музейные события
47 (0%)
Музей – детям
87 (1%)
Донское казачество
175 (1%)
Памятники природы
53 (0%)
Информация для туристов
12544 (96%)
Архив опросов

Новости

Об итогах Всероссийского конкурса школьных сочинений по произведениям М.А.Шолохова

08.07.2016

Всероссийский конкурс школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова был объявлен кафедрой русской литературы Института гуманитарных наук ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова в станице Вёшенской и редакцией научно-просветительского общенационального журнала «Мир Шолохова» в апреле 2016 г.

Конкурс проводится во второй раз. Аналогичное мероприятие прошлого, 2015-го года, вызвало значительный резонанс, стало фактически международным (участие представителей Казахстана), аналитические материалы о его результатах были опубликованы в журнале «Мир Шолохова» (2015. №2), размещенном в Электронной научной библиотеке.

Информационное письмо о проведении конкурса было опубликовано на сайтах ГАОУ ВО МГПУ, Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова в станице Вёшенской, Литературного института им. А.М. Горького, на других информационных порталах, в социальных сетях.

Цель и задачи конкурса: привлечение учащихся общеобразовательных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей – М.А. Шолохова; активизация научно-методической работы учителей по поиску новых методов и приемов преподавания литературы, изучения на школьном уроке и вне его творчества М.А. Шолохова; помощь в реализации воспитательного потенциала отечественной словесности; консолидация усилий по сохранению лучших традиций преподавания русской литературы в школе и вузе.

Состав жюри: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (председатель), доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы ИГН МГПУ А.И. Смирнова (сопредседатель), заместитель директора ИГН МГПУ по научной работе, кандидат филологических наук, доцент И.Н. Райкова, доктор филологических наук, профессор С.А. Васильев (руководитель оргкомитета мероприятия), кандидат филологических наук, доцент И.И. Матвеева.

В оргкомитет мероприятия поступило 90 школьных сочинений из 22 регионов России: Москвы, Белгородской, Волгоградской, Воронежской, Екатеринбургской, Кемеровской, Кировской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тюменской, Ярославской областей, Ставропольского края, Республики Башкортостан, Удмуртской Республики.

Конкурс прошел с международным участием. На рассмотрение жюри были присланы работы из Республик Казахстан и Узбекистан.

Работа жюри выявила яркие, талантливые, самостоятельные сочинения, которые могут быть опубликованы на сайтах образовательных организаций (ГАОУ ВО МГПУ) и учреждений культуры (Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова в станице Вёшенской) и других, в журнале «Мир Шолохова». Интерес к ним существует значительный. Конкурс в очередной раз показал, что потенциал классического сочинения не только не исчерпан, но и становится все более востребованным в условиях «возвращения» сочинения в школу, мощного общественного запроса на активизацию воспитательной работы, на формирование в процессе школьного образования нравственной и патриотически ответственной личности.

В конкурсе приняли участие школьники различных возрастных групп: от 5 и 6 класса до выпускников – одиннадцатиклассников, а также студенты средних специальных учебных заведений.

Ученики общеобразовательных и средних специальных учебных заведений опирались на следующие жанры сочинения: семейная история, письмо литературному герою, читательский дневник, описание экскурсионной поездки, краеведческая статья, сочинение с элементами литературоведческого и лингвистического анализа текста, литературно-публицистическое эссе и другие. Важно, что все лучшие работы строились на литературном материале – произведениях М.А. Шолохова, отличались самостоятельностью размышлений, убедительными текстовыми примерами и их интерпретацией, четкостью композиции, грамотной речью. В этом, несомненно, значительна заслуга учителей – наставников и вдохновителей конкурсантов. В их адрес жюри обращает слова особой благодарности, каждый из них отмечен благодарственным письмом.

В этом году жюри приняло решение присуждать диплом лауреата первой и второй степени. Работы первой группы отличаются ярко выраженной индивидуальностью в освещении одной из тем, предложенных в информационном письме конкурса, точностью в изложении фактического материала, грамотностью речи, другими достоинствами. Работы второй группы тоже написаны на высоком уровне, но могут содержать отдельные фактические неточности, речевые, стилистические и иные недочеты.

Наряду со многими положительными моментами, конкурс принес и разочарования. Главное из них состоит в том, что почти половина из присланных работ включает явный или слегка подретушированный плагиат. Школьники, при невнимании к этой проблеме или даже попустительстве педагогов, включали в присланные на конкурс тексты целые фразы, а иногда и ряд фраз, скопированных из опубликованных в Интернете научных статей и школьных сочинений о произведениях М.А. Шолохова. Наверняка, некоторые из «авторов» таких «работ» даже не задумывались о том, что любое заимствование должно быть четко определено в тексте кавычками и ссылкой, а некорректное заимствование в творческой работе предполагает заведомо неудовлетворительную оценку. В школьном сочинении передача мысли исследователя может сопровождаться простым указанием его имени (что, к счастью, встречается). Знакомство с материалами педагогического и методического характера, которое, конечно, может быть полезным и желательно для школьника, предполагает их самостоятельную творческую переработку: уточнение акцентов, поиск и обретение собственных речевых формул и средств выражения, включение в новый контекст и их соответствующую адаптацию и т.д. Такого рода интеллектуальные усилия, предполагающие личностный рост ученика, позволяют уйти от грубого копирования шаблона даже в тех случаях, когда школьник имеет дело со стандартной темой, пример раскрытия которой ему уже был знаком.

В этой связи жюри приняло решение не выдавать сертификаты участников конкурса тем школьникам, в работах которых встречается некорректные заимствования – копирование хотя бы одной или двух развернутых фраз из Интернета или иных опубликованных источников. Благодарственные письма учителям, отправившим такие работы школьников, также оформлены не будут.

Несмотря на вышесказанное, конкурс «набирает обороты» и в плане географии, и в плане количества присланных работ, и в отношении оригинальности и качества лучших из присланных сочинений. Интерес к этому событию растет.

Необходимое слагаемое успеха учеников – активная творческая методическая работа учителей-словесников. В этой связи особенно следует отметить проводимый параллельно с конкурсом школьных сочинений конкурс учительских методических работ. Количество его участников по сравнению с прошлым годом существенно выросло. На рассмотрение жюри были присланы программы образовательных дисциплин, сценарии школьных вечеров, викторины, презентации, конспекты уроков и другие работы методического характера, некоторые из них подготовлены на высоком уровне и могут быть рекомендованы к опубликованию. Однако большая часть присланных работ учителей, к огромному сожалению, страдает названной выше «болезнью» плагиата, причем подчас в откровенных формах, когда за свое выдается явно чужой, причем опубликованный в Интернете, материал. Сертификаты участника конкурса в случаях обнаружения некорректных заимствований выдаваться не будут.

Итоги конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова и конкурса методических работ учителей в целом убедительно свидетельствуют о том, что подобного рода мероприятия, действительно, необходимы. Они могут внести и вносят свой вклад в повышение образовательного уровня учеников и их воспитание в духе традиционных ценностей русской культуры, в оздоровление современной образовательной среды, дают новый импульс к творческой методической работе учителей.

 

Список лауреатов Всероссийского конкурса школьных сочинений по произведениям М.А. Шолохова

 

Сергей Васильев