Новости
За «круглым столом» в Ростове обсудили проблемы изучения творчества М.А.Шолохова
01.06.2017В Ростове-на-Дону 31 мая 2017 года прошло заседание круглого стола, посвященного проблемам изучения творчества М.А. Шолохова в высшей и средней школе и приуроченного к 112-й годовщине со дня рождения писателя. В заседании, которое состоялось в «Шолохов-Центре» музея-заповедника, приняли участие около 60 человек – университетских преподавателей, сотрудников музея, школьных учителей, студентов Южного федерального университета.
Организаторами встречи за круглым столом выступили Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова и Институт филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного федерального университета. Модераторами были профессор кафедры русского языка ЮФУ, доктор филологических наук Л.Б.Савенкова и доцент кафедры отечественной литературы, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник музея-заповедника М.А.Шолохова Т.О. Осипова.
Тема, избранная для обсуждения, вызвала большой интерес у собравшихся. Член правления Ростовского регионального отделения Российского фонда им. М.А.Шолохова, действительный член Петровской Академии наук и искусств, профессор Н.И. Стопченко рассказал о 20-летнем опыте организации заседаний секции «Жизнь и творчество М.А. Шолохова» в рамках ежегодной конференции Донской академии наук юных исследователей. С 2011 года этот вид приобщения детей и молодежи к творчеству писателя приобрел новый формат: к собственно научной составляющей прибавилась просветительская. Наряду со старшеклассниками в конференции принимают участие и школьники 5-8 классов, и студенты, аспиранты, молодые учителя. В рамках молодежных Шолоховских чтений юные исследователи не только выступают с научными докладами или сообщениями, знакомятся с работами своих сверстников, обсуждают проблемы проведения школьных уроков по творчеству М.А. Шолохова, но и читают стихи, посвященные Шолохову, Дону, казачеству, слушают или исполняют сами песни, которые любил наш великий земляк, представляют инсценировки отрывков из произведений писателя, участвуют в выставке «Шолоховская тема в рисунках».
Доцент кафедры теории языка и русского языка ЮФУ, кандидат филологических наук Ю.С. Горбунова свое выступление посвятила особенностям работы над шолоховским текстом в студенческой аудитории. Она подчеркнула важность исследования концептосферы писателя, обращения к таким базовым концептам его художественного мира, как семья, мать, дружба, любовь, мир, война, представила конкретные результаты студенческих изысканий. Ю.С. Горбунова указала на значимость индивидуальной научной работы со студентами и ответственность роли научного руководителя в пробуждении и поддержании интереса к творчеству писателя.
Затем слово было предоставлено молодым учителям-новаторам – кандидату педагогических наук Н.А. Кутняховой (средняя школа № 100 г. Ростова-на-Дону) и кандидат филологических наук А.В. Дмитровой (средняя школа № 5 г. Ростова-на-Дону). Каждая из двух выступавших представила свое видение проблемы привлечения внимания к творчеству М.А. Шолохова, однако в обоих выступлениях прозвучала общая идея: нужны постоянные и неустанные поиски мотивации учащихся.
Суть позиции Н.А. Кутняховой заключается в утверждении тезиса: сегодняшнему ученику нельзя создавать ситуацию успеха, этого успеха он должен добиваться сам. Одним из условий формирования успешности ученика является авторитет наставника, который также должен быть успешным в глазах школьника. При этом учителю начинать работу по формированию личности, ощущающей свою способность к успешной деятельности и пошагово добивающейся результата, надо как можно раньше, желательно – уже с пятого класса.
А.В. Дмитрова отметила прагматичность современного школьника, который готов работать тогда, когда уверен в практической полезности своих усилий. Чтобы убедить одиннадцатиклассника прочитать «Тихий Дон», надо привести его к мысли о том, что такое прочтение даст ему ключ к успешному написанию экзаменационного сочинения даже тогда, когда в теме не прозвучит имя Шолохова. Надо читать текст на уроке. Постепенно прагматическая составляющая вытесняется интересом, и школьник переходит к вдумчивому чтению, старается понять авторский замысел. Стоит согласиться с автором выступления: ведь если ученики на последнем уроке по «Тихому Дону» спрашивают с некоторой растерянностью: «А что, уже все? Мы хотели бы вернуться, потому что мы еще не все поняли», то цель учителя достигнута, он помог своим воспитанникам вступить в разговор с писателем.
А.В. Дмитрова оценила продуктивность проектного метода обучения, а также высказала положительное отношение к ограничению числа произведений, которые школьники должны изучать в школе: лучше подробнее и внимательнее прочитать небольшое количество текстов, чем стремиться прочитать много. За лето перед выпускным годом обучения ученик должен прочитать 2500 страниц. Большой объем пугает школьника: видя, что охватить столько информации трудно, он просто отказывается от чтения.
В выступлении кандидата исторических наук Н.С. Авдулова прозвучала мысль о том, что у каждого человека должен быть свой кумир – тот, с кем советуешься, на кого равняешься. М.А. Шолохов именно такой человек – мыслитель, психолог, учитель, который многое видел и испытал, осмыслил, пропустил через свое сознание и сердце. Изучение его творчества, как и обычное чтение его произведений, – это школа жизни.
Каждое выступление сопровождалось множеством вопросов, причем в обсуждение изучения творчества писателя в школе очень активно включились студенты направлений «Филология» и «Педагогическое образование. Русский язык и литература». Они отмечали, что, к сожалению, на анализ шолоховских произведений в 11 классе на практике отводится совсем скромное количество часов, поскольку их нередко заменяют уроками по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Завершая заседание, Т.О. Осипова и Л.Б. Савенкова выразили мнение о несомненной полезности заинтересованного обсуждения проблемы чтения и исследования творчества писателя молодежной аудиторией именно в рамках таких мероприятий, когда сама эта молодежь может, с одной стороны, высказать свое видение вопроса, а с другой – задуматься о собственной будущей профессиональной деятельности, о том, как находить путь к сердцам школьников.
Одной из рациональных для подготовки филологов форм обучения преподаватели считают сотрудничество университета и Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова. Уже в наступающем учебном году магистранты образовательной программы «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме», открывающейся в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ, будут проходить производственную практику на базе «Шолохов-Центра» музея-заповедника и разрабатывать инновационные проекты, которые должны способствовать расширению числа читателей и почитателей Шолохова в кругу молодежи.