Новости
Святой праздник на Верхнем Дону
06.04.2018Главный для всех православных христиан праздник – Пасху, или Воскресение Христово, – на Дону всегда ждали с нетерпением. Этот великий светлый, добрый, радостный день казаки называли – Святая.
В новозаветной церкви Пасха символизирует торжество православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало нового мира, искуплённого и освящённого Господом Иисусом Христом. Ей предшествовал Великий пост – время воздержания в еде, в словах, в поступках, время духовного очищения человека.
Как же встречали казаки Святую на Верхнем Дону в конце 19 – начале 20 веков? Обратимся к воспоминаниям старожилов станицы Вёшенской: Татьяны Михайловны Сафроновой, Александра Георгиевича и Валентины Ивановны Кочетовых, Марии Ивановны Аносовой и краеведа Алексея Петровича Грибанова (ныне покойного).
По словам А.П. Грибанова, День Пасхи отождествлялся с днём встречи весны. Его ждали с радостным нетерпением: заканчивался Великий пост, запрещающий есть скоромное, веселиться, играть свадьбы.
На Вербной неделе казачки убирали свои курени, белили и внутри, и снаружи, начищали полы, всё мыли, выстирывали.
Наступала Страстная неделя – самый строгий пост. В иных благочестивых семьях на Страстной кушали всего один раз в день, и это касалось не только взрослых, но и детей. С усердием читались молитвы.
К концу Страстной недели, в Великий четверг, который на Дону назывался «чистый», все члены семей старались вымыться. У казаков бань не было, мылись в деревянных корытах.
В четверг и пятницу красили яйца отваром луковой шелухи, стараясь получить тёмно-красный цвет (другие способы окраски были не приняты). Хозяйки затевали тесто для куличей на хмелинах (дрожжей в старину не было). В субботу пекли в печи пасхальные куличи, а также хлеб, пироги, пирожки, бублики, кренделя.
Зажиточные казаки и иногородние купцы куличи пекли с изюмом, в народе его называли «узюм». Изюм продавали в купеческих лавках, а привозили его с Нижнего Дона, стоил он дорого. В семьях простых казаков куличи – паски, как называли их в народе, - смазывали взбитым яичным белком без сахара (сахар являлся дорогим удовольствием, и позволить себе его могли далеко не все семьи).
В субботу вечером казаки и казачки парами, группами и целыми семьями шли на ночную службу в церковь для освящения пасок и яиц. Дома оставались старые да малые. Церковь была не во всех хуторах, и зачастую, чтобы попасть на службу в станичный храм, люди проделывали далёкий путь. Молодёжь в пути знакомилась, парни заигрывали с девчатами, присматривали себе невест.
Со службы, с уже освящёнными пасками и яйцами, возвращались ранним утром в воскресенье. Придя домой, будили домочадцев, которые оставались дома. На стол собирали заранее приготовленные разносолы. Разговлялись, отведав сначала кусочек освящённой паски, затем кусочек сала (тоже освящённого) и одно освящённое яйцо. В богатой семье могли себе позволить два освящённых яйца, всё зависело от количества продуктов, освящённых в церкви. После того, как все разговелись, глава семьи вставал и наливал взрослым по стопке самогона.
Начиналось праздничное застолье. У донских казаков оно всегда было щедрым, обильным. К столу подавали холодец с квасом и с хреном, горячие щи (в богатых семьях были тарелки для каждого, но обычно хлебали щи из одной большой чашки), мясо куриное, лапшу на мясном бульоне, блинцы с каймаком, лапшу с сушёными фруктами, запивали взваром.
Издавна на Дону сложилась традиция – ранним утром после разговления выходить всей семьей на улицу и встречать восход солнца. На Пасху солнышко играет такими яркими красивыми красками, что нельзя глаз оторвать, сердце радостью наполняется. Чтобы солнечный свет сильно не бил в глаза, некоторые взрослые и дети смотрели через стеклянные осколки, заранее закоптив их над коптюлькой (самодельное устройство с фитилём для освещения дома).
После сытного застолья пожилые члены семьи ложились отдыхать, а молодые (и женатые пары, и неженатые казаки и девки) надевали самую красивую одежду и шли на игрища, которые обычно проходили на лужайке за станицей или за хутором. Детей отпускали гулять на целый день.
В пасхальное воскресенье все приветствовали друг друга словами: «Христос воскрес!», на это приветствие следовал ответ: «Воистину воскрес!».
Молодёжь собиралась у самодельных релей (качели), играли в «Мяча», «Пряжку», «Сало», просто беседовали друг с другом, кто-то ходил в степь за лазоревыми цветами (степные тюльпаны), кто-то катался на лодках по Дону. И конечно же, играли песни, танцевали, водили хороводы. Если были умельцы, то играли на скрипочке, играли на ведре. Танцевали «Краковяк», «Полечку с каблучком», «Карапет», «Наурскую», «Бедную».
Дети играли в «Ямки», «Погорелки», «Покулючки», «Выбивного».
На Пасху все три дня не жарили подсолнечные семечки, чтобы не плевать на землю, - к земле-кормилице относились с благоговением.
На Святую казаки на могилки не ходили. Ходили на Радоницу (вторник второй недели после Пасхи) и в этот день совершали пасхальное поминовение усопших.
На протяжении всей праздничной недели станичники и хуторяне тяжёлым трудом не занимались, выполняли только самую необходимую работу по дому и, конечно же, ходили в храм, посещали родных и близких, закрепляли родственные узы, сопереживали вместе великую пасхальную радость.
Ирина Коренюгина