Новости
450 лет Войску Донскому
15.01.2020В 2020 году отмечается 450 лет Войску Донскому. Отправной точкой создания Всевеликого войска Донского является грамота-послание донским казакам, направленная царём Иваном IV Грозным 16 января (3 января по старому стилю) 1570 года.
Грамота была послана на Дон с боярином Иваном Новосильцевым, отправлявшимся в «Царьград» через Дон и Азов. В ней казакам и атаману Михаилу Черкашину предписывалось слушаться Новосильцева во всех государственных делах, «тем бы вы Нам послужили…, а мы Вас за вашу службу жаловать хотим». За службу по охране царского посла впервые всему казачьему войску было обещано жалованье. Эта грамота была первым официальным документом о признании московским царём военной организации донских казаков, и с неё начинается история служения казаков российскому государству.
Михаил Александрович Шолохов, хорошо знавший славную историю донского казачества, в июне 1970 года направил письма в Москву: одно – Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, другое – Председателю Совета Министров РСФСР Г.И. Воронову. В них писатель предлагал отметить славную дату. «Нет сомнения, что донские и вообще белые эмигранты будут отмечать 400-летие Войска Донского, – пишет Шолохов Воронову. – А что же мы – подлинные наследники донского края – будем молчать и делать вид, что мы «Иваны, не помнящие родства» и не чтящие историю Родины? Дон дал России Ермака, Пугачёва, Разина, Булавина и многих других славных сынов. Надо скромно, но с достоинством отметить этот юбилей…».
В этих письмах писатель также бьёт тревогу о судьбе бывшей столицы Донского казачества – станицы Старочеркасской. «Люди окраинного уголка России, некогда населявшие его, веками стояли на рубежах Родины, и необходимо сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной страны. Почему бы Вам, Геннадий Иванович, не послать в Старочеркасск авторитетную Госкомиссию историков, которая установила бы, какие объекты и ценности нуждаются в реставрации и сохранности. Ведь украинцы сделали же нечто подобное в бывшей Запорожской Сечи, а мы, выходит, лыком шиты? Ведь Вы же не только Председатель Совмина, но ещё и русский человек». Писатель настойчиво ходатайствует перед властями страны о создании в бывшей столице Донского казачества музея-заповедника, что и было сделано в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30 декабря 1970 года.
После смерти писателя, в 1984 году на его родине был создан музей-заповедник М.А. Шолохова. С первых шагов формирования музея одной из основных его задач стало изучение и сохранение казачьей культуры, нравственных устоев и духовных традиций Донского казачества. Так, в историко-литературной экспозиции «М.А. Шолохов. Время и судьба» был открыт раздел «Казачество на рубеже XIX – XX веков», рассказывающий о быте, обычаях, традициях донских казаков, об истории Верхнего Дона. С этими понятиями неразрывно связаны жизнь и творчество великого писателя.
В 2005 г. в музее была открыта «Станичная конюшня», где можно узнать о традициях донского коневодства и казачьей жизни, увидеть настоящих донских скакунов, попробовать себя в роли наездника, совершить прогулочную поездку на «линейке», бедарке, санях или «тачанке» времён Гражданской войны, посмотреть мастер-классы по кормлению, седловке и чистке лошадей, джигитовке, а также принять участие в «сборах казаков на службу».
С 2014 года на конюшне проходит литературно-этнографический праздник «Конь казаку всего дороже. Вёшенские шермиции». Проведение его стало отражением возрастающего интереса к военным страницам истории казачества, которое издревле славилось доблестью, воинским духом, бесстрашием в бою и ратным искусством лихих наездников. Большая роль на празднике отводится различным видам конных соревнований: «гладкие скачки», конкур, джигитовка. Гости праздника под присмотром инструктора могут сами попробовать свои силы во владении пикой и нагайкой, освоить технику посадки в седло, показать умение метать копьё, стрелять из лука, пневматического ружья, рубить шашкой.
В 2006 г. в хуторе Кружилинском, где родился писатель, было открыто «Казачье подворье конца XIX – начала XX вв.». На подворье – курень с «пекаркой» (летней кухней), ледник, амбар, конюшня, баз для скотины, сельскохозяйственный инвентарь. На базу содержатся лошади, быки, коровы, овцы, козы и домашняя птица. Подворье дает представление о быте, укладе хозяйственной жизни казаков, описанных М.А. Шолоховым в романе «Тихий Дон».
С 2010 г. здесь проходит литературно-этнографический праздник «Кружилинские толоки». («Толоки» – добрый казачий обычай безвозмездно помогать соседям, а потом вместе отдыхать). На празднике гости больше узнают о традициях и обычаях казаков: вместе с героями «Тихого Дона» они пашут, сеют и убирают урожай, «растрясают луга», проводят казачий круг и обряд «посвящения в казаки». Каждый может сам попробовать пахать землю плугом на быках, косить и сгребать сено, молоть муку жерновами, освоить гончарный круг и т.д.
В 2004 г. музею-заповеднику был передан мельничный комплекс в станице Каргинской, до революции принадлежавший богатому казаку Т.А. Каргину. До 1918 г. это был хутор Каргин. Здесь будущий писатель жил в 1910-1926 гг., здесь начиналась его литературная деятельность и родился замысел романа «Тихий Дон». Каргинскую мельницу М.А. Шолохов изобразил в одном из эпизодов романа. В настоящее время комплекс стал интереснейшей реконструкцией подворья зажиточного казака.
С 2014 года на территории мельничного комплекса проходит литературно-этнографический праздник «Каргинская ярмарка на Покрова», приуроченный к престольному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь открывается посетителю ещё одна сторона дореволюционной жизни Области Войска Донского – традиционные ярмарки. Карусели, цирковые артисты, кукольный театр, аттракцион силачей, фотоателье, выступления фольклорных коллективов – всё это соседствует с продажей различных товаров на ярмарке в Каргинской. Местные жители и многочисленные гости становятся участниками интереснейшего действа, где можно и покупки сделать, и окунуться в мир прошлого.
Валерий Емельянов