Новости
Об итогах VI Международного конкурса школьных сочинений по произведениям М.А.Шолохова (к 115-летнему юбилею писателя)
13.05.2020Заочный Международный Шолоховский конкурс школьных сочинений проводился в 6-й раз. Его цель: привлечение учащихся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений к творческому освоению художественных богатств русской литературной классики, произведений одного из наиболее выдающихся ее представителей – М.А. Шолохова.
Конкурс реализован как совместный проект кафедры русской литературы Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета, Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова и редакции научно-просветительского журнала «Мир Шолохова».
В состав жюри вошли ученые из Москвы, Ростова-на-Дону, Вёшенской: доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, ведущий научный сотрудник ИМЛИ РАН, главный редактор журнала «Мир Шолохова» Ю.А. Дворяшин (председатель); доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русской литературы МГПУ А.И. Смирнова (сопредседатель); главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Л.П. Разогреева; доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы МГПУ С.А. Васильев (заместитель председателя); кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной литературы Южного Федерального университета Т.О. Осипова.
Ежегодно жюри получает содержательные, эмоциональные, яркие работы из разных регионов России и из некоторых стран ближнего зарубежья. Школьники и студенты колледжей делятся своими впечатлениями от прочитанных произведений М.А. Шолохова, от посещения станицы Вёшенской, других мест, связанных с жизнью и творчеством писателя, углубляются в историю своей семьи, нередко прошедшую через сходные с изображенными донским автором испытания, напряженно размышляют о сегодняшнем дне, о том, как шолоховские тексты помогают найти нравственные ориентиры, выработать позволяющую принести пользу Отечеству гражданскую позицию.
В 2020 г., вероятно, в связи со сложностями эпидемиологического характера и быстрым переходом учебных заведений страны на дистанционную форму работы, возникшими в результате этого сложностями, затратами сил и времени, количество участников конкурса невелико. Получено 6 сочинений из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростовской и Нижегородской областей, республики Алтай, 2 – из Казахстана. Одна работа была снята с рассмотрения из-за обнаруженного плагиата.
Предложенные темы сочинений давали возможность написать работу в разных жанрах: эссе, литературоведческий анализ произведения, лингвистический этюд, искусствоведческая статья. Традиционно предпочтение отдается «широкой» теме «Мой Шолохов», но были работы и лингвистического (анализ приема метонимии в произведениях писателя) и искусствоведческого (обращение к иллюстрациям, созданным по произведениям Шолохова) характера. Все работы проверялись с учетом возраста учащихся. Каждая рассматривалась на наличие плагиата – прямого некорректного заимствования чужих фраз, как правило, почерпнутых из Интернет-источников.
Жюри благодарит всех школьников, приславших работы на Конкурс, и их наставников – учителей и преподавателей, оказавших помощь своим подопечным. Каждому участнику будет направлен диплом или сертификат, а учителям – благодарственные письма. Особая благодарность за организационную помощь в проведении Конкурса – Музею М.А.Шолохова в селе Дарьинское (Казахстан), его директору О.А.Чекановой и экскурсоводу, руководителю кружка «Литературное краеведение» А.А. Мурзиной.
Конкурс в очередной раз продемонстрировал актуальность русской литературной классики, живой, неформальный отклик юных читателей разных возрастов на рассказы и романы М.А. Шолохова, ту значимую роль, которую произведения писателя продолжают играть в литературном образовании и нравственном становлении обучающихся.
Параллельно с Конкурсом сочинений те же организаторы провели и другой, тесно связанный с ним IV Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях. Его победителями стали Аубакирова Манат Камельевна, учитель русского языка Средней общеобразовательной школы №35 города Павлодара (Казахстан) и Замальдинов Андрей Александрович, учитель русского языка и литературы Первомайской средней общеобразовательной школы Ульяновской обл. (Россия). Эти учителя-энтузиасты прислали объемные и содержательные методические материалы разного характера, позволяющие более грамотно и эффективно работать с материалами биографии и творчества М.А. Шолохова в общеобразовательной школе. Участие учителей в такого рода методической работе особенно важно, так как именно их квалификация, подготовка, жизненная позиция, активность, личное обаяние во многом определяют уровень подготовки их учеников.
Сергей Васильев
Учителя, оказавшие помощь школьникам в работе над сочинениями