Новости
Кружок «Юный археолог»
09.06.2020На протяжении двадцати лет в музее-заповеднике М.А. Шолохова плодотворно работает кружок «Юный археолог» как форма внеурочной работы с младшими школьниками.
Кружок был открыт, когда фонды музея-заповедника пополнили археологические находки, найденные на территории Вёшенского района в 80-е годы ХХ века сотрудниками исторического факультета РГУ. Участниками кружка стали учащиеся Вёшенской средней школы.
Программа охватывает изучение истории родного края с древнейших времён до периода образования Донского казачества. Использование подлинных музейных предметов производит на ребят сильное впечатление, формирует у них чувство сопричастности к далёкому прошлому, делает занятия яркими и запоминающимися, прививает музейную культуру. Цикл занятий рассчитан на четыре года и завершается итоговым уроком.
Одной из форм работы с детьми в кружке «Юный археолог» стала интерактивная игра. «Погружая» детей в древность, интерактивная игра приближает учеников к подлинной обстановке того времени, помогает восстановить исторические моменты прошлого. Так, во время уроков дети знакомятся с родом занятий древнего человека, изготавливают макеты жилья, орудия труда и охоты подобные тем, какие человек использовал в древности. Из природного материала – глины – ребята лепят сосуды, женские украшения и монеты, а по фрагментам (копий) сосудов восстанавливают их первоначальную форму. Кроме того, ребята учатся соотносить находку с определённой археологической культурой или эпохой.
Также в работе кружка применяются элементы музейной театрализации. Например, на занятии «Тайны старого горшка» дети, используя археологические атрибуты, разыгрывают сценку «Как горшок родственников нашёл». Несмотря на то, что эта сценка проходит без репетиций, ребятам удается точно перевоплотиться в предполагаемые персонажи. Элементы театрализации всегда имеют эмоциональный отклик, учат думать, работать в коллективе, развивают у кружковцев интерес к археологии.
Каждое музейное занятие в кружке сопровождается иллюстративным материалом (археологическими находками из фондов музея, демонстрацией фотографий, цветных слайдов, сделанных во время археологических раскопок) и работой в раскопе. Ребята узнают, как правильно снимается культурный слой земли, как с помощью условных обозначений фиксируются находки.
За двадцать лет кружок посетили более тысячи учащихся начальной школы. У них заметно вырос интерес к истории Донского края, его традициям и обычаям. Занятия позволили детям приобрести определённые умения в работе с различными археологическими находками и древними инструментами, способствовали развитию творческих способностей, мышлению и воображению, овладению новыми знаниями о родном крае. Так, музейными средствами, многолетняя работа кружка «Юный археолог» помогает решать задачи воспитания подрастающего поколения.
Светлана Усова