Новости
М. Шолохов: «Несите подлинное, большое искусство в народные массы!»
16.06.2020Здание экскурсионно-выставочного центра музея-заповедника М.А. Шолохова «Народный дом», построенное в начале ХХ века, является одним из формирующих элементов административной площади станицы Вёшенской.
Народные дома в России создавались начиная с конца 1880-х гг., с целью объединить образовательную и досуговую деятельность населения. В них размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. При некоторых народных домах устраивались музеи.
Огромное влияние на развитие самобытной казачьей культуры в советский период оказала развернутая руководством СССР с февраля 1936 г. кампания «за советское казачество», имевшая целью вовлечь казаков в дело укрепления колхозной системы и обороноспособности страны. В ходе кампании казакам было предоставлено право развивать и пропагандировать свою культуру, создавать казачьи хоры, ансамбли, театры и пр.
Так, в 1936 году в Вёшенской по инициативе М.А. Шолохова был создан театр казачьей колхозной молодежи. 13 декабря 1936 года состоялось официальное открытие театра. В газете «Молот» от 15 декабря писали:
«Беседа с директором Вешенского театра казачьей колхозной молодежи тов. Кошелевым.
В станице Вешенской идет строительство театра казачьей молодежи. Новый станичный театр будет иметь большую вертящуюся сцену с потолками и комбинированным освещением. В фойе и комнатах отдыха устанавливается мягкая стильная мебель.
Коллектив театра казачьей колхозной молодежи уже закончил репетиции пьесы «Любовь Яровая» К. Тренёва. Репетиции прошли блестяще. Коллектив театра показал себя дружным, работоспособным. Казачья молодежь проявила замечательные способности в освоении техники театрального искусства.
Наряду с напряженной работой над первой пьесой, коллектив театра занимался теоретической учебой. За 103 учебных часа пройдена программа по актерскому мастерству и технике речи, а также по общеобразовательным предметам – математике, русскому языку, общественнымнаукам. Разучено8 донских народных песен. Прослушано несколько специальных лекций по театральному искусству.
Сейчас театр начинает работать над пьесой М. Шолохова «Поднятая целина». В беседе с коллективом театра Михаил Шолохов высказал одобрение по поводу постановки его пьесы. Он изъявил согласие помогать театру казачьей молодежи не только в оформлении постановки, но и в режиссерской разработке сюжета и типов. Первый спектакль «Поднятой целины» состоится 20 июля во вновь отстроенном театре».
Сценарий пьесы «Поднятая целина» был разработан самим писателем совместно с ростовским режиссером Борисом Барабановым. Спектакль стал прекрасным началом для дальнейшего развития театра. В 1937-38 гг. в репертуаре театра были спектакли «Гроза» (А. Островский), «Слава» (В. Гусев), «Любовь Яровая» (К. Тренёв), «Чужой ребёнок» (В. Шкваркин), «Как закалялась сталь» (Н. Островский), «Очная ставка» (бр. Тур и Л. Шейнин), «Земля» (Н. Вирта), «Бедность не порок» (А. Островский), «Пограничники» (Б. Белоцерковский).
Вдальнейшем Михаил Александрович активно участвовал в организации работы театра, одобрял удачную игру актеров, помогал в формировании театрального гардероба, что было в те времена весьма непростой задачей. Вёшенский театр успешно гастролировал в Ростове-на-Дону, Шахтах, Миллерово, Таганроге, Армавире, Новороссийске. За два года театр показал 10 премьер, 200 спектаклей, собрав свыше 75 тысяч зрителей.
Известно, что двухлетие театра широко отмечалось и освещалось прессой. Речь Шолохова по поводу торжества и статья в журнале «Смена» сохранились и дают читателю представление о том, насколько важной была работа театра для населения, как способствовала она развитию культуры на донской земле.
Речь по поводу двухлетия Вешенского казачьего театра
«Товарищи, сегодня мы празднуем вторую годовщину со дня открытия Вешенского театра колхозной казачьей молодежи. Вы помните, как обстояло дело с искусством в этих глухих, далеких от больших культурных центров станицах и хуторах. Иногда приезжали захудалые труппы, наскоро собранные каким-нибудь предприимчивым, ловким антрепренером. Эти люди заботились о том, чтобы подработать побольше денег, они не имели никакого отношения к искусству, они занимались жалкой имитацией искусства. А то появлялся какой-нибудь "инвалид войны". Ему надоедало делать ложки в «Местпроме», и он становился «представителем искусства» - бродил по станицам и хуторам с фокусами. Случалось, появлялись какие-нибудь бродячие музыканты, слушать было страшно, - эта музыка, как говорят местные жители, за ожерелок брала. Много, очень много жителей вообще не знало, что такое театр, никогда в жизни не видело актера. Не только колхозники - наша учащаяся молодежь вырастала, не зная театра.
А советская власть, партия, неустанно проявляющие заботу о культурном росте населения, создали этот театр для обслуживания жителей северного района Дона.
Обычно на юбилеях принято поздравлять, приветствовать, кланяться. Юбилей этот радостен. Театральный коллектив неплохо поработал, и мы, конечно, поздравляем, приветствуем, кланяемся. Но нужно серьезно поговорить о дальнейших путях нашего театра. Сейчас он еще находится в поре младенчества. Это еще ребенок, но этот ребенок должен расти и крепнуть. Восемнадцать лет считаются у нас годами совершеннолетия, но у нас нет никакого желания ждать шестнадцать лет, пока наш театр станет совершеннолетним. Мы уверены, что он вырастет быстро и в ближайшие годы покажет себя как зрелый театр.
Что для этого нужно? Главное - работать над хорошими пьесами. Из современных пьес нужно отобрать самые лучшие, а то иногда под флагом актуальности на сцену протягиваются плохие произведения. Не всякая актуальная пьеса - хорошая пьеса. Наш зритель требует: покажите пьесы Грибоедова, Гоголя, Островского, пьесы западных классиков. Театр уже показал две пьесы Островского, и как хорошо они были приняты зрителями!
Следует продумать, как показать спектакли нашего театра и в самых далеких колхозах. Нужно туда везти не концерты, не вермишель из плохо подобранных номеров, а цельные, хорошие спектакли. Несите подлинное, большое искусство в народные массы!
Областное управление по делам искусств явно недооценивает значение этого театра. Частая смена художественных руководителей снижает качество работы коллектива. Пора направить сюда такого художественного руководителя, который будет работать в Вёшенской несколько лет, который с радостью отдаст все свои знания и способности созданию здесь театра подлинного мастерства, который полюбит коллектив так, что с ним ему будет жалко расставаться.
Яркий огонек искусства, который зажегся в станице Вёшенской, я уверен, в скором времени разгорится в районных центрах нашей области. Все больше и больше будет проникать искусство в широкие массы.
Вёшенский театр оправдает наши надежды, станет театром высококачественных спектаклей, социалистического реализма.
Пожелаем нашему театру работать так, чтобы заслужить еще большую любовь зрителей!
1939 год»
Война 1941-1945 годов застала труппу театра в поездке по Кубани и Дону. Многие актеры добровольцами ушли на фронт. Здание Народного дома во время бомбежки станицы получило значительные повреждения.
В 1952 году приняли решение реконструировать разрушенное здание и приспособить его под универмаг. С 1957 по 1997 год его использовали по торговому назначению, впоследствии оно было передано в ведение Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. В 2007 году в этом здании был открыт экскурсионно-выставочный центр «Народный дом» музея-заповедника М.А. Шолохова. Здесь проходят выставки отечественных и зарубежных музеев, практические семинары, конференции, концерты и презентации, музейные занятия и много других интересных событий.
Марина Фурманова