Новости
Вековой юбилей Сергея Бондарчука
25.09.2020Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Сергея Фёдоровича Бондарчука – актёра, режиссёра и педагога, лауреата Сталинской, Ленинской и многих других премий, Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР. Его работы отмечены такими призами, как «Оскар», Большой Золотой приз, «Золотая сова», «1000 жемчужин» и др. Его можно назвать ярчайшей фигурой отечественного и мирового кинематографа.
Имя Сергея Фёдоровича крупными буквами начертано на титрах общепризнанных, высококлассных шедевров большого экрана, среди которых «Война и мир», «Отелло», «Борис Годунов», «Ватерлоо», «Степь» «Красная палатка» и др.
И, конечно, нельзя не отметить, что мастер всегда стремился и с большим желанием снимал фильмы по произведениям М.А. Шолохова. Он экранизировал рассказ «Судьба человека» (1959), романы «Они сражались за Родину» (1975) и «Тихий Дон» (1992 – 2006).
Рассказ «Судьба человека» после публикации имел огромный успех. В 1959 году был снят одноимённый фильм, где С.Ф. Бондарчук выступил в качестве режиссёра и исполнителя главной роли – советского солдата Андрея Соколова, преодолевшего все ужасы фашистского плена. Эта работа – режиссёрский дебют Бондарчука – вызвала массу положительных отзывов как у зрителей, так и у специалистов-кинокритиков. Сам М.А. Шолохов был удивлён мастерством преображения главного героя в исполнении артиста.
К 30-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне Сергей Фёдорович Бондарчук экранизировал главы неоконченного романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину», где исполнил одну из ролей – Звягинцева. Этот фильм стал последним в жизни другого выдающегося режиссёра и актёра – В.М. Шукшина, который своим проникновением в суть образов шолоховских героев достигает порой поразительного реализма, что не могло не сказаться на общей оценке фильма.
Сергей Фёдорович всю жизнь мечтал снять самое масштабное шолоховское произведение – роман «Тихий Дон». Такая возможность ему представилась в те годы, когда рушился СССР. «Мосфильм», поначалу изъявивший желание осуществить этот проект, от своих намерений отказался. Тогда заказчиками фильма выступили итальянские продюсеры, которые выставили свои требования, в том числе по подбору актёров на главные роли. Съёмки начались в 1992 году, а в 1994-м Сергея Фёдоровича не стало. Уже после кончины мастера его сын Фёдор произвёл озвучание фильма, не достигшего, как считают многие, предполагаемой высокой планки. «Фильм этот – трагедия режиссёра», – так отозвался о нём сын писателя М.М. Шолохов.
В целом же кинематографическая судьба С.Ф. Бондарчука сложилась более чем удачно. Его по праву называют в числе самых известных кинематографистов мира.
Лариса Букина