Новости
М.А. Шолохов: «Советская литература в наших руках»
21.12.202015 - 26 декабря 1954 года в Москве состоялся II Всесоюзный съезд советских писателей, ставший крупнейшим литературно-политическим событием. На съезде были подведены итоги развития русской литературы за годы, прошедшие со времени Первого съезда писателей (1934 г.), и определены новые творческие задачи, стоявшие перед литераторами.
21 декабря на съезде выступил М.А. Шолохов, вызвав своей речью недовольство многих в литературных и партийных кругах. Он отметил, что съезд «протекает прямо-таки величаво», но, на его взгляд, в нехорошем спокойствии. Не умаляя великих достижений советской литературы, Шолохов, тем не менее, назвал «бедствием серый поток бесцветной, посредственной литературы, который последние годы хлещет со страниц журналов и наводняет книжный рынок».
Писатель отметил падение художественного уровня произведений, причины которого видит, как в нажитой писателями в войну стремительности письма, так и в снижении требовательности к себе у писателей и «оценочных критериев» у критиков.
Шолохов считал, что многие писатели перестали объективно оценивать свои творения, и, «потеряв уважение к своему труду и к читателю, увядают на корню и в конце концов превращаются из мастеров в ремесленников». Критики же осторожничают с оценками произведений именитых авторов даже тогда, когда их творения бесталанны и никудышны. Когда же в печати появляется слабое произведение малоизвестного или молодого автора, то, нещадно критикуя, спешат вовсю блеснуть «снисходительным остроумием и желчным сарказмом».
Говорил Шолохов и о том, что пора пересмотреть «литературную обойму» – ведущих писателей, некоторые из которых уже не ведущие, а стоящие. Не пора ли освободить обойму от «залежавшихся» патронов, а в случае необходимости вставить патроны «посвежее»?
Писатель резко высказался о руководителе «Литературной газеты» Б. Рюрикове, который не отличается беспристрастностью к литературе, о К. Симонове, который очень быстро пишет легковесные книги и пьесы, о не приемлющем критику И. Эренбурге.
Поднял Шолохов вопрос и о существующей системе присуждения литературных премий – «деление художественных произведений на первую, вторую и третью степень напоминает мне прейскурант: первый сорт, второй и третий сорт». Считал, что эта система нуждается в коренном пересмотре, так как не обеспечивает объективную оценку произведений.
Выражая мысли и чувства участников съезда, М. Шолохов заявил: «О нас, советских писателях, злобствующие враги за рубежом говорят, будто бы пишем мы по указке партии. Дело обстоит несколько иначе: каждый из нас пишет по указке своего сердца, а сердца наши принадлежат партии и родному народу, которому мы служим своим искусством».
Выступление М.А. Шолохова вызвало резкое неприятие со стороны ЦК партии и руководства Союза писателей. Речь Шолохова назвали «попыткой увести от больших и волнующих проблем творчества в мелкие будни бытия», «не партийной по духу» и «мелкотравчатой», «рассчитанной на дешёвый эффект».
Сам М.А. Шолохов свои резкие слова и нетерпимость в оценке сложившейся обстановки в советской литературе оправдывал единственным желанием сделать литературу «ещё более достойной нашего великого народа и великого литературного прошлого нашей страны».
Алла Цыцура