Новости
Успех оперы «Тихий Дон» И.И. Дзержинского
25.03.202185 лет назад, 25 марта 1936 года, в Москве, в Большом театре Союза ССР состоялась премьера оперы «Тихий Дон» композитора Ивана Ивановича Дзержинского (1909 – 1978). Эта опера по мотивам романа М.А. Шолохова считается лучшим произведением композитора.
И.И. Дзержинский познакомился с М.А. Шолоховым в 1934 году в Москве, а в августе 1936 года приезжал к писателю в Вёшенскую. Об этом событии рассказывает уникальная фотография 1936 года, которая хранится в Музее-заповеднике М.А. Шолохова.
Михаил Александрович поддержал намерения молодого композитора написать оперу и помогал ему приблизить оперный мир к донским традициям. По его инициативе в постановку в Большом театре были включены народные песни в исполнении казаков. Также М.А. Шолохов консультировал художника-оформителя Ф.Ф. Федоровского, эскизы декораций которого впоследствии были удостоены высшей награды на Всемирной парижской выставке 1937 года. Писатель приезжал в Москву и присутствовал на репетициях и премьерах оперы.
Опера создавалась раньше, чем была завершена работа над романом, поэтому композитору И.И. Дзержинскому и либреттисту Л.И. Дзержинскому пришлось самим додумывать финал, который в конечном итоге совсем не совпал с окончанием шолоховского романа, и в 1967 году И.И. Дзержинский написал вторую часть «Тихого Дона» – «Григорий Мелехов», где прослеживается дальнейшая судьба главного героя.
7 марта 1936 года прошёл закрытый просмотр, на который по просьбе писателя были приглашены 85 делегатов от донских казачьих станиц, а также рабочие-стахановцы ряда заводов. Премьера же состоялась только 25 марта. Партию Григория исполнял Н. Ханаев, Аксиньи – В. Давыдова, Натальи – Е. Кругликова. Опера получила высокую оценку зрителей и критиков.
М.А. Шолохов присутствовал также и на премьере оперы «Тихий Дон» И.И. Дзержинского в Московском музыкальном театре им. В.И. Немировича-Данченко, которая состоялась 31 мая 1936 года. Писатель и композитор сидели в директорской ложе.
Как отмечали многие критики, в постановке В.И. Немировича-Данченко литературные и музыкальные образы были очень удачно раскрыты в их органичном единстве. «Тихий Дон» стал музыкально-драматическим действом, полным пафоса, социальной направленности и того оптимистического звучания, каким должен был быть советский оперный спектакль. Исполнители ролей: Григорий – М. Кутырин, Аксинья – С. Големба, Наталья – А. Кузнецова и другие.
М.А. Шолохов после этой премьеры так сказал об опере «Тихий Дон»: «…Спектакль, осуществлённый под непосредственным руководством Владимира Ивановича Немировича-Данченко, меня обрадовал своей высокой сценической культурой. Меньшие размеры сценической площадки в театре им. Немировича-Данченко способствовали тому, что весь спектакль стал более сжатым, более чётким, более реалистичным, более доказательным, чем спектакль в Большом театре. Большая площадка с огромным количеством исполнителей рассеивает внимание зрителя, мешает получению целостного впечатления. Наиболее сильное впечатление на меня произвели в постановке театра им. Немировича-Данченко сцена с сумасшедшим в третьем акте и финальная сцена этого же действия – отъезд казаков на крышах вагонов на родину. Первая сцена свидетельствует о том, что и постановщик, и актёры-исполнители ставили перед собой не только зрелищные и вокальные задачи, но и сумели психологически раскрыть содержание отдельных образов и всей создавшейся в ту пору исторической ситуации. <…> Интересной мне кажется работа художника Волкова. Ему удалось воссоздать на сценической площадке свежий и впечатляющий колорит донского пейзажа. <…> Я не могу входить в подробную оценку вокального исполнения отдельных ролей. Это дело более компетентных специалистов. Но и здесь я, за исключением отдельных моментов, почувствовал большую работу всего театрального коллектива».
Премьера «Тихого Дона» стала заметным событием в развитии советского музыкального театра. Опера победно прошла по многим сценам Советского Союза.
Марина Дебур