Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
129 (1%)
Донское казачество
256 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

«Этот бы казачество в обиду не дал…»

12.10.2021

Сегодня, 12 октября, исполняется 160 лет со дня рождения Алексея Максимовича Каледина (1861 – 1918), генерала от кавалерии, первого после долгого перерыва выборного атамана Войска Донского, реального персонажа романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Не секрет, что казаки с верховьев Дона не часто пробивались в результате «карьерного роста» в первые лица войскового руководства. Алексей Максимович был именно из верховых казаков; его родина – хутор Каледин соседнего с нами юрта станицы Усть-Хопёрской (казаки название хутора, как и фамилию атамана, произносят с ударением на последний слог).

В юности будущий генерал учился на родине, военное образование получил в Воронежском кадетском корпусе и в Михайловском артиллерийском училище, прошёл курс Военной академии. Служил на разных должностях, а в 1903 году был назначен на пост начальника Новочеркасского юнкерского училища. На фронт Первой мировой войны он прибыл, получив в своё подчинение 12-ю кавалерийскую дивизию. Проявил отменные командирские качества, сослуживцами характеризовался как «спокойный и упорный».

А.М. Каледин был из числа тех начальников, кто не допускал необоснованных потерь, кто берёг жизни своих подчинённых, в то же время сам зачастую на передовой «ходил под пулями», проводя рекогносцировку или управляя сражением. Был ранен, но от своих привычек не отступил. Вскоре он был повышен в должности до командира корпуса, а с 1916 года командовал 8-й армией. Действуя на главном направлении, именно его армия в конце мая прорвала фронт под Луцком и пошла в так называемый Брусиловский прорыв. За руководство боевыми операциями генерал Каледин получил высокие награды, в том числе ордена святого Георгия 4-й и 3-й степени.

Ни февральскую, ни октябрьскую революции генерал не принял. Он вернулся на Дон, где в июне 1917 года был избран атаманом Донского казачьего войска. Это доверие он воспринял как служебный долг. Однако, будучи человеком безукоризненной чести и высокой культуры, будучи замечательным полководцем, А.М. Каледин не мог даже представить, какие политические хитросплетения разрывают его малую родину. В то же время уставшие от войны казаки всеми силами соблюдали нейтралитет, тем самым лишали атаманскую власть прежней силы. Красные полки занимали станицу за станицей, и к январю 1918 года обстановка безнадёжности охватила Дон. Видя это, как офицер и атаман А.М. Каледин принял крайнее решение: 29 января (ст.ст.) он сложил свои полномочия и покончил с собой выстрелом в сердце.

В памяти казачьей его образ стоит очень высоко. Мнение донцов на страницах «Тихого Дона» выражено словами, которые, узнав о трагедии атамана, произносит простой казак: «По телеграфу передали, что надысь застрелился в Новочеркасском. Один был на всю область стоящий генерал. Кавалер был, армией командовал. А какой души был человек! Уж этот бы казачество в обиду не дал бы».

Такие строки не зря нашли своё место в романе-эпопее.

 

Алексей Кочетов