Новости
Субъективный объектив Евгения Халдея
23.03.2022Евгению Ананьевичу Халдею – известнейшему советскому фоторепортёру, свидетелю и участнику важнейших событий ХХ века – 23 марта текущего года исполнилось бы 105 лет. Персонажи его снимков творили историю: воевали, трудились, ставили рекорды, поднимались в космос. И всегда рядом с ними был человек с фотоаппаратом, стремящийся не упустить драгоценные мгновения.
В юности, когда донбасскому пареньку Жене не было ещё и 14, он своими руками смастерил фотокамеру, сделав как бы первый шаг на пути в профессию. Через два года с небольшим – он уже фотокор, работает в газете. А за несколько лет до начала крупнейшей мировой войны он становится репортёром «Фотохроники ТАСС». Тут фотохроникёру Е. Халдею довелось снимать людей и события поистине мирового значения. В том числе, конечно, события Великой Отечественной войны – с первого дня, когда простые люди слушают на улице сообщение о нападении германских фашистов на Советский Союз, до водружения красного знамени над поверженным рейхстагом и Нюрнбергского процесса. Эти фотоработы сделали имя Е.А. Халдея знаменитым.
После войны мастер объектива попал в опалу, но в 1957 году он снова становится фотокорреспондентом ТАСС.
Е.А. Халдею довелось неоднократно снимать М.А. Шолохова, что подтверждают около 10 его фоторабот, хранящихся в фондах нашего музея. В их числе – снимок полкового комиссара Шолохова среди бойцов Красной армии в самом начале войны. Работы Халдея отличаются профессионализмом и оригинальным подходом к решению поставленных задач.
Все, кто общался с Евгением Ананьевичем, отмечали его общительность, ироничность. Мы с моим московским знакомым убедились в этом сами, когда по просьбе наших фондовиков посетили его дома, в небольшой квартире на севере столицы. На стенах комнат – самые знаменитые его фотографии, ванная оборудована под фотомастерскую. Евгений Ананьевич, подписав привезённые нами документы, приглашает за стол, отметить новое знакомство. Мы отказываемся (надо срочно быть в Министерстве культуры), на что он реагирует с «халдеевской» иронией: «В первый раз вижу казаков, не согласных выпить…».
Сегодня снимки Халдея – это уже классика, имеющая порой субъективно- оригинальный подход. Неоднократно сам репортёр признавался, что, например, водружение знамени над рейхстагом – его постановочный снимок. Но это мало кого волнует, потому что, пусть так, зато событие умело схвачено, и, кроме того, - как это сделано!
Алексей Кочетов