Новости
Первенец великих строек
29.07.202270 лет назад, 30 июля 1952 года в газете «Правда» № 212 был опубликован очерк М.А. Шолохова «Первенец великих строек», посвященный окончанию строительства Волго-Донского канала.
Волго-Донской судоходный канал имени В.И. Ленина соединяет Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи Волгограда.
Первая попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века, до 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.
Строительство Волго-Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года, за короткий срок возведено гигантское гидротехническое сооружение. Протяженность канала 101 километр. На этом пути построено 13 шлюзов, 3 насосные станции, 13 плотин и дамб, 8 мостов, 100-километровое шоссе, Цимлянский гидроузел, распределительные каналы, новые железнодорожные линии общей протяженностью 174 километра и т. д. Создано огромное Цимлянское водохранилище. Длина этого нового моря – 200 километров и ширина – до 38 километров.
О том, как М.А. Шолохов готовил очерк о строительстве Цимлянского гидроузла, вспоминает ростовский писатель В.А. Закруткин: «…Мне и моим товарищам довелось несколько недель ездить с Шолоховым по придонским станицам и жить в рабочих поселках Цимлянского гидроузла. Каждый из нас должен был написать очерк о Волго-Донском канале, о том новом, что принесла в засушливую степь живительная вода созданного советскими людьми молодого моря. Днем Шолохов осматривал вместе с нами разные участки гигантского строительства, а по ночам писал. Он запирался в отдельной комнате, работал до изнеможения, вдруг будил нас среди ночи, просил, словно проверяя себя, послушать очередной вариант его очерка, сердито отмахивался от наших похвал, рвал написанное, нервничал, вновь запирался в душной, полной дыма комнате, а через час-полтора подходил к кому-нибудь из нас, с простодушной, виноватой усмешкой поднимал с постели и просил:
– Ну-ка послушай, по-моему, так будет лучше!»
Эти поиски лучшего продолжались из ночи в ночь, замучили нас вконец, мы только могли удивляться: откуда в этом человеке берутся силы и где предел его беспощадной требовательности».
В очерке М.А. Шолохов уделил большое внимание героизму, самоотверженности, профессионализму советского человека – мирного строителя. Писал о том, как вся страна принимала участие в изготовлении оборудования, машин и механизмов для строительства канала, так и весь многонациональный народ участвовал в гигантской стройке. «….Инженер Федор Иванович Резчиков, начальник четвертого строительного района Цимлянского гидроузла, горьковчанин, чем-то отдаленно — обликом лица ли, складом ли рабочей фигуры – напоминающий своего великого земляка. Улыбаясь, слегка волнуясь, он рассказывает: «Была у меня бригада Алякина, около двадцати человек. Сам он родом из Молдавии. Большинство строителей бригады оттуда же. Работали на редкость хорошо, но этого мало: в дни паводка прошлого года, когда взломный лед грозил разрушить ледорезы временного железнодорожного моста, они с ломами прыгали на лед и крошили его, чтобы спасти мост. Работали, как саперы на фронте…» – говорится в очерке.
Благодаря строительству гидроузла и ГЭС вокруг них выросли два города: Цимлянск на правом и Волгодонск на левом берегах водохранилища.
М.А.Шолохов смотрел в будущее великой страны, завершая свой очерк словами: «Создавая великие сооружения, мы радуемся, мы улыбаемся, но это не самодовольная улыбка, а улыбка победителей, улыбка тех, кто уверенно глядит в грядущее счастье человечества».
Наталия Щебуняева
Владимир Щебуняев