Новости
Свадебный цветок в обрядовой культуре жителей Верхнего Дона
26.10.2022Традиционно на Дону, осень – пора свадеб. В культуре жителей верхнедонских хуторов и станиц были и до наших дней дошли примечательные элементы и атрибуты, присущие свадебному обряду. Ни одно праздничное торжество по случаю создания новой семьи, даже самое скромное, не обходилось без свадебных цветов.
Свадебными цветами украшали головной убор невесты, костюмы новобрачных и приглашенных гостей, наряжали обрядовое деревце на свадебном каравае, а также свадебный поезд молодых.
Цветы заказывали местным мастерицам. В отдельных случаях их делали в кругу домашних и родственников. К изготовлению иногда допускали детей. Как вспоминает бывшая жительница х. Антоновского Вешенского района Л.В. Володина (1950 г.р.): «…цветную бумагу покупали исключительно для изготовления свадебных украшений. Просто так, на игрушку детям, не брали. Купить ее могли в местных магазинах и лавках, на ярмарках. Крупные ярмарки проходили в станице Еланской, самая большая – осенью. Купцы туда приезжали из разных мест».
Если не было возможности купить цветную бумагу, ее могли изготовить путем окрашивания растительными красителями в домашних условиях. Из рассказа жительницы станицы Вёшенской М. И. Аносовой (1940 г.р.), узнаем, что «цветы делали из оберточной бумаги, в трудные годы – из простой газеты. Их опускали в сок или отвар свеклы, моркови, раствор из чернильных орешков дуба, ученических чернил. Овощи, травы терли на терке или перекручивали на мясорубке, отжимали сок через ткань и разбавляли водой до нужного цвета».
Как же выглядели свадебные цветы прошлых лет? Что в них было примечательного? А.И. Кружилина (1949 г.р.), жительница х. Громковского Шолоховского района, рассказывает: «У нас в хуторе единственной рукодельницей на всю округу была Крамскова Анна Прокофьевна 1920 года рождения. Первый свадебный цветок я выучилась делать у нее, когда мне было лет четырнадцать. Помню, что мастерица изготавливала украшения из красной бумаги, они были похожи на розу шиповника. Вначале, подобные цветы я делала для себя – ради забавы, потом – друзьям на показ. В ход шло все: и фантики от конфет, и тетрадные листы, которые красила акварельной краской. Денег на бумагу в семье не было. Уже взрослой, стала делать цветы по просьбе родственников и знакомых. Изготавливала их из гофрированной бумаги разных цветов. Это были восьмидесятые годы прошлого века. Каким будет украшение – зависело от моей фантазии. Они были похожи на цветки розы, астры, тюльпана. Делала их более пышными, лепестки располагала кучнее».
В советское время в некоторых хуторах и станицах для цветка невесты предпочитали светло-розовые тона, для жениха – светло-голубые. Эти тона использовали для изготовления лепестков цветка, а светло- зеленые для листьев. Принадлежность оттенков свадебных цветов повсеместно не соблюдалась. Гости могли носить разноцветные украшения.
Всматриваясь в фотографии свадебного костюма новобрачных разных лет, необходимо указать, что единого подхода в расположении цветков на праздничной одежде жениха и невесты не было. Но можно заметить определенную особенность – на одних снимках цветок невесты прикреплялся слева, у жениха – справа. Родственники со стороны невесты и жениха имели подобное расположение свадебных украшений. На других фотографиях украшения у молодых видны только на левой стороне груди. Крепились они булавкой. Бывали случаи, когда свадебных цветов не было вовсе.
Свадебный венок невесты и цветки для молодоженов как элементы свадебного костюма были разнообразными по оформлению и декорированию и имели свои особенности. Так, на фотографиях из фондов Музея-заповедника и личных коллекций вешенцев (начало XIX в. – восьмидесятые годы XX в.) можно увидеть, что головной убор невесты выполнен из белых бумажных или тканевых цветов, а также различных декоративных элементов: капелек, пружинок, пружинок с капельками. Заготовки опускали в жидкий воск или парафин, затем – в воду, где они затвердевали. Такие венки назывались восковыми. Жительница станицы Вешенской В.В Леонова (1956 г.р.) вспоминает, что «ее венок состоял преимущественно из восковых капелек, которые были соединены в несколько букетиков. Подобные венки были весомыми». В венок могли вплетать просто бумажные цветы и листья, которые не были покрыты воском.
Одним из атрибутов донской свадьбы является обрядовое деревце, которое соединялось со свадебным караваем. Его изготавливали из сдобного теста, украшали лепными фигурками и плетеными узорами. В каравай вставлялись две веточки деревца, наряженные яркими бумажными цветами, конфетами. Это были ветки вишни или сосны, которые росли в нашей местности. Так, О.Г. Паненкова (1940 г.р.), жительница станицы Вёшенской, вспоминает: «На свадьбе сына, на второй день, свашка (ведущая свадьбы) над головой родителей разделила каравай с веточками пополам и отдала нам, матерям молодых. Когда мать невесты получала часть каравая, то говорились слова, что ей дают веточку, но «забирают деточку», т.е. ее дочечку, которая остается жить в семье мужа. Вторую часть каравая с веточкой отдали мне, матери жениха, при этом говорили так: тебе веточки, чтобы были деточки».
М.И. Аносова рассказывает об этом обычае следующее: «При разделении свадебного каравая на две части, добавляли еще такое присловие: Мельниковым понравилось, что имение прибавилось, а Чумаковым похужелось, что имение поужилось».
Непременным свадебным атрибутом было свадебное поезжание. Каждый хотел, чтобы его свадьба была самой «красивой», поэтому свадебный поезд старались украсить как можно ярче и привлекательнее. Когда еще не было машин, в поезжание за невестой запрягали по несколько лошадей в брички. Бумажными цветами украшали сбрую лошадей, их вплетали в гриву животного, крепили на попоне. Свадебный поезд в романе «Тихий Дон» достоверно описал М.А. Шолохов: «Остальные две брички, доверху набитые цветными воющими кучами людей, скакали по дороге рядом. Лошади в кумачовых, голубых, бледно-розовых попонах, в бумажных цветах, в лентах, заплетенных в гривы и чёлки, в перевязке громышков…»
Таким образом, свадебные цветы как праздничный предмет относятся к более сохранившимся атрибутам свадебного обряда. Они позволяют проследить ряд особенностей обрядовой культуры, определяемых семейным укладом жителей Верхнего Дона. Эта информация легла в основу музейного занятия и мастер-класса «Свадебный цветок», который проводится в Детском музейном центре Музея-заповедника М.А. Шолохова (ст. Вёшенская, ул. Шолохова, 101).
Марина Попова
Татьяна Шевцова