Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
113 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
75 (1%)
Музей – детям
115 (1%)
Донское казачество
242 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

Круглый стол на финале конкурса «Наш Шолохов». Секреты успеха педагогов-наставников

26.04.2023

25 апреля 2023 года в залах ЭВЦ «Народный дом» (ст. Вешенская) было особенно многолюдно.  Казачата и юные казачки в ярких исторических костюмах, сцена, стилизованная под станичную улицу, увлеченные и сосредоточенные лица участников конкурса «Наш Шолохов» – организаторов, конкурсантов и, конечно же, их учителей-наставников. В зале заседаний, украшенном выставкой работ победителей в номинации «Декоративно-прикладное творчество», проходил финал конкурса в младшей возрастной группе в номинации «Художественное чтение» между победителями районного этапа. Остальные конкурсанты выступали на других площадках музея. В концертном зале – смотр финалистов в номинации «Театрализация». По завершении волнительной соревновательной части ребята отправились на экскурсию в Усадьбу М.А. Шолохова. Компетентное жюри, в составе которого – научные сотрудники Музея-заповедника М.А. Шолохова, библиотекари, преподаватели-лингвисты, методисты Вешенского педагогического колледжа им. М.А. Шолохова, – удалилось на совещание для определения победителей. А педагоги-наставники собрались в концертном зале.

В этом году традиционный формат творческого конкурса «Наш Шолохов» был дополнен круглым столом на тему «Как я подготовил победителя конкурса «Наш Шолохов». Секреты успеха». Оргкомитет конкурса предложил учителям, занимающимся не один год подготовкой конкурсантов, поделиться своим опытом, обсудить волнующие вопросы, и они с энтузиазмом откликнулись. Весьма отрадно то, что ежегодно в конкурсе участвуют не только школы Шолоховского района, но и Кашарского, Боковского, Верхнедонского, Обливского, Советского районов Ростовской области, а также Серафимовичского района Волгоградской области. В каждой школе накоплен свой уникальный опыт подготовки чтецов.

Важные теоретические и практические рекомендации по выбору шолоховских отрывков, технике исполнения, плодотворному и эффективному взаимодействию наставника и исполнителя были собраны в выступлении учителей русского языка и литературы Калиновской общеобразовательной школы Надежды Александровны Кондаковой и Людмилы Николаевны Лозовенко.

О своем опыте подготовки победителей в номинации «Художественное чтение» рассказала Елена Николаевна Манакова, учитель начальных классов Вешенской средней школы, уделив внимание раскрытию творческих способностей ребенка не только в ходе подготовки его к выступлению, но и в образовательном процессе в целом.

Ольга Николаевна Лосева, учитель русского языка и литературы Каргинской общеобразовательной школы, уделила внимание важности погружению ученика непосредственно в период жизни писателя, связанный со станицей Каргинской. Обучение юного Шолохова в Каргинской гимназии, начало творческого пути в большой литературе, каргинцы как прототипы героев произведений М.А. Шолохова, любовь писателя и внимание к своей малой родине на протяжении всей жизни – каждая из этим тем в Каргинской ощущается и воспринимается особо благодатно благодаря трепетному сохранению истории в Каргинской школе, широкой культурно-просветительской деятельности Музея-заповедника М.А. Шолохова в Каргинской, тесному сотрудничеству школы с музеем.

О тончайших нюансах подбора отрывка по темпераменту ученика, его психологическому портрету рассказала Лилия Николаевна Харченко, учитель-словесник МБОУ «Верхнедонская гимназия». Лилия Николаевна поделилась воспоминаниями о поездке победителей в Москву. Ребята исполняли отрывки перед жюри, в составе которого была сама Зинаида Кириенко. Чтецы и их наставники услышали много ценных советов по художественному чтению и театрализации. А еще ученики Верхнедонской гимназии охотно отзываются на призыв учителей к креативу и пробуют свои силы в создании анимированных мультфильмов. Это весьма трудоемкий процесс – создание сценария, лепка и прорисовка героев и декораций, их оживление с помощью специальной программы на мобильном устройстве, озвучивание, монтаж.  Так, созданный учащимися мультфильм по мотивам рассказа М. Шолохова «Нахаленок» заслужил одобрение и высокую оценку в Областном доме творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону. Успешный эксперимент учащихся Верхнедонской гимназии в создании анимированного мультфильма вполне можно рассматривать в качестве идеи для новой номинации конкурса «Наш Шолохов».

Большое внимание внутреннему настрою педагога на подготовку учащегося, системной работе по развитию речи и дикции учеников было уделено в выступлениях Тамары Алексеевны Зотовой (МБОУ «Вешенская СОШ»), Ольги Михайловны Ульяновой (МБОУ «Шумилинская СОШ»), Юлии Сергеевны Могиленко (МБОУ «Грачевская СОШ им. С.Ф. Лиховидова»).

Шуваева Елена Владимировна, учитель географии Бобровской СШ Серафимовичского района, уроженка казачьей станицы Усть-Медведицкой, рассказала о подготовке сына Анатолия к участию в конкурсе «Наш Шолохов» в номинации «Художественное чтение». В течение нескольких лет подряд Анатолий завоевывал призовые места, совершенствуя исполнительское мастерство год от года. Вместе с другими призерами за время участия в конкурсе удалось посетить гг. Белгород, Ростов-на-Дону, Азов, ст. Старочеркасскую и ознакомиться с их историческими достопримечательностями. Анатолий успешно выступал на Детской Шолоховской весне в станице Каргинской.  Елена Владимировна отметила важность мотивации ребенка к участию в конкурсе, к победе: «Психологическая готовность – это 50% успеха». Немаловажным фактором в подготовке конкурсанта является погружение в историю создания произведения, отрывок из которого был выбран. И, конечно же, кропотливая работа с текстом, требующая усидчивости, терпения, вдумчивого отношения к заучиваемому отрывку, соблюдения норм орфоэпии, – ключ к успеху. Елена Владимировна затронула проблему сохранения самобытного казачьего диалекта, постепенно уходящего из современной разговорной речи вместе с носителями. Передача слов естественным путем, от старшего поколения к младшему, обрывается. Перед современным казачеством стоит глобальная проблема –  утрата живой самобытной речи. И лишь благодаря энтузиастам, которые всячески стараются сохранить живую речь, передать ее во всей полноте молодому поколению, обеспечивается внимание к данной проблеме. Но без привлечения к этой миссии широких слоев общественности и без передачи традиций устной речи подрастающему поколению, невозможно ее решение. Поэтому конкурсов и мероприятий, подобных конкурсу «Наш Шолохов», вовлекающих все возрастные категории к процессу работы с произведениями М.А. Шолохова, со словарями донского говора и другими источниками, должно быть больше.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что конкурс «Наш Шолохов» однозначно способствует развитию творческого потенциала как конкурсанта, так и его наставника, является эффективным способом приобщения подрастающего поколения к наследию М.А. Шолохова, к истории и культуре Донского края, к его богатейшему языку и фольклору. Обмен опытом учителей-наставников на таких открытых мероприятиях, как круглый стол или конференция, помогает оптимизировать процесс дальнейшей работы педагога и ученика, взаимодействия школы и музея, формирует ценнейшую базу практического опыта наставников, стимулирует к дальнейшей плодотворной творческой деятельности. Оргкомитет музея-заповедника выдвинул предложение об участии учителей-словесников в педагогической секции Международной научно-практической конференции «Шолоховские чтения».

Лидия Слюсаренко