Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
113 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
74 (1%)
Музей – детям
115 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

Гениальная актриса советского кинематографа

07.07.2023

9 июля исполняется 90 лет со дня рождения народной артистки РСФСР, лауреата Государственной премии СССР Зинаиды Михайловны Кириенко, сыгравшей незабываемые роли в экранизациях произведений М. А. Шолохова.

Зинаида Михайловна родилась в Махачкале, в годы Великой Отечественной войны семья переехала в Дербент, а после войны жили в станице Новопавловской Ставропольского края.

В 1953 году Кириенко поступила во ВГИК на курс народных артистов СССР Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. К моменту окончания института у актрисы было уже несколько главных ролей, две из которых в фильмах «Тихий Дон» и «Судьба человека», снятых по произведениям М. А. Шолохова. С 1958–1959 годах она была актрисой Московского драматического театра имени А. С. Пушкина; в 1959–1960 годах работала в Московском драматическом театре на Малой Бронной; с 1961-го года – актриса Театра-студии киноактёра, которому прослужила больше сорока лет.

Будучи первокурсницей Всесоюзного института кинематографии, дебютировала Зинаида Михайловна в главной роли новеллы «Надежда» международного киноальманаха «Роза ветров», куда сниматься свою воспитанницу пригласил режиссёр картины Сергей Аполлинарьевич Герасимов.

В трёхсерийном художественном фильме-эпопее «Тихий Дон», снятом в 1957–1958 годах, режиссёр Герасимов отдал студентке Кириенко роль Натальи, жены Григория Мелехова. Девушке удалось блестяще передать многогранный характер героини – казачки с несчастной женской долей. С полной самоотдачей она раскрыла на экране сложную судьбу Натальи. По словам Зинаиды Михайловны, получилось это потому, что она во многом схожа со своим персонажем. С. А. Герасимов отмечал: «Она знала свою героиню от рождения до смерти так, как если бы это была судьба её сестры, матери, её собственная судьба». Сцена проклятия Григория была снята с одного дубля и признана одной из сильнейших трагических сцен во всем отечественном кино.

Вместе с режиссёром Кириенко приезжала в Вёшенскую весной 1958 года на показ третьей серии кинофильма станичникам.По словам Зинаиды Михайловны, Шолохов так отозвался об исполненной ею роли: «Меня он назвал Зинушей и сказал: “Вот это настоящая Наталья. Сильно сделано, сильно”».

Эта успешная работа сделала актрису экранным воплощением настоящей донской казачки, принесла всесоюзную популярность и зрительскую любовь, а фильм получил мировую известность.

Уже в 1959 году Кириенко блистала в режиссёрской дебютной драме Сергея Бондарчука «Судьба человека». В образе Ирины – жены главного героя Андрея Соколова – актриса смогла передать любовь и чистоту отношений, величие материнства. На эту роль Кириенко выбрал сам писатель. И хотя роль была небольшая по объёму, фильм был бы неполным, если бы не было талантливо созданного молодой актрисой образа. Эпизод прощания с Андреем на железнодорожной станции перед отправкой на фронт потряс всех до глубины души. Из воспоминаний Зинаиды Михайловны: «Я присутствовала на показе этой сцены Шолохову. Михаил Александрович плакал!».

Журнал «Советский экран», по опросу читателей, признал ленту лучшим кинопроектом года. Фильм вошёл в золотой фонд советского кинематографа.

В 1970 году дипломниками ВГИКа был снят киноальманах «В лазоревой степи», состоящий из трёх новелл по рассказам Михаила Александровича Шолохова «Коловерть», «Червоточина», «Продкомиссар». В «Червоточине» режиссёра Виталия Кольцова Зинаида Кириенко исполнила роль Аксиньи, жены героя Максима.

В палитре творческих образов Зинаиды Михайловны есть ещё одна яркая шолоховская героиня ­– темпераментная казачка Настя, которую актриса играла в музыкальном спектакле «Бабий бунт» по ранним рассказам писателя (режиссёр Матвей Ошеровский).

Кириенко исполнила в кино более 40 ролей, и каждая из них находила живой отклик в сердцах зрителей, искренне полюбивших её. Шолоховская тема занимала особое место в жизни и творческой биографии актрисы. Она была неоднократно встречалась с писателем, несколько раз посещала Вёшенскую в качестве почётного гостя праздника «Шолоховская весна», была председателем жюри Московского открытого кинофестиваля «Шолоховская весна», являлась одним из учредителей и президентом Фонда «Шолоховская энциклопедия».

Коллеги по актерскому цеху высоко ценили творчество Кириенко. Народная артистка РСФСР Людмила Зайцеваотмечала: «Это была гениальная актриса, трагическая по сути.  Её невозможно представить в мелкой роли – у неё была всегда высокая степень искусства». «Кириенко была настоящая, подлинная, – подчеркивал заслуженный артист РСФСР Борис Токарев. – У неё был стержень настоящего человека. И главное, у неё был настоящий талант».

Не стало Зинаиды Михайловны 12 февраля 2022 года. Её актёрские шедевры в самых знаковых картинах навсегда вошли в историю кинематографа.

Надежда Рассказова