Новости
С кинокамерой по жизни
17.07.202316 июля 2023 года исполнилось 115 лет со дня рождения режиссёра-документалиста, оператора, заслуженного деятеля искусств РСФСР Леона Борисовича Мазрухо, автора документальных фильмов об М.А. Шолохове.
Леон Борисович родился и вырос в Феодосии. После окончания школы, следуя за своим увлечением фотографией, вступил в добровольное общество друзей советского кино и фото «ОДСКФ», окончил курсы кинооператоров. Первые камеры были неповоротливыми ящиками, плёнку было нужно вращать вручную. «Никогда не думал, что мой сын станет шарманщиком», – однажды сказал отец будущего режиссёра, весьма скептически относящийся к выбору профессии.
С 1932 года Мазрухо работал кинооператором Ростовской студии кинохроники. В годы Великой Отечественной войны был фронтовым кинооператором Центральной студии кинохроники и одним из первых освоил воздушную съёмку. На счету Леона Борисовича 48 боевых вылетов за которые он в 1942 году был награжден медалью «За боевые заслуги», а в 1945-м – орденами Красной Звезды и Красного Знамени.
Мазрухо первым из кинематографистов полетел над Берлином, который был ещё в руках гитлеровцев. Ручная камера была смонтирована на ложе стрелкового автомата, и, чтобы вести съёмку горящего города, Мазрухо пришлось открыть люк в 40-градусный мороз и снять перчатку. Когда показались истребители противника, Леон Борисович с трудом оторвал примёрзший к металлу палец и взялся за пулемёт. Благополучно приземлились на взлётную полосу. За этот героический рейс и превосходные кинокадры Мазрухо был удостоен звания Лауреата Сталинской премии Iстепени. И немало подобных тому рейсов совершил майор Мазрухо за время войны.
В служебных характеристиках Леона Борисовича не раз отмечались смелость и высокое профессиональное мастерство. В январе 1945 года, в период подготовки советских войск к наступлению, Мазрухо, по заданию командующего фронтом Г.К. Жукова под ожесточённым огнём противника производил разведывательные киносъёмки оборонительной полосы немцев за Вислой и на подступах к Берлину. В Берлине Л. Мазрухо снимал не только ожесточённые уличные бои, но и сопровождал и заснял боевые действия штурмовой авиации над городом, в частности, несколько боевых вылетов лётчика Героя Советского Союза И.Н. Кожедуба.
После демобилизации Мазрухо вернулся работать на Ростовскую студию кинохроники. Темой его творчества стали истории о простых тружениках и романтике мирных дней. Его фильмы – золотой фонд документального кино.
Леон Борисович – автор самых первых биографических фильмов о М.А. Шолохове. Знакомство, позже переросшее в дружбу, состоялось ещё в 1934 году, когда Л. Мазрухо снимал митинг казаков в Вёшенской. Оператор был приглашён в шолоховский дом, где его накормили, оставили ночевать, выспросили всю биографию. Так завязалось знакомство, углублявшееся с каждой новой встречей.
Писатель не любил «увековечиваться», не жаловал нацеленных на него объективов: «Не надо ловить меня в музейные сети!», – говорил Михаил Александрович. Мазрухо был единственным кинематографистом, которого писатель не сторонился и позволял снимать себя в любых ситуациях – не только в связи с каким-нибудь событием, но и просто так – на отдыхе, на охоте. Вместе они планировали сделать фильм о донском крае – «По тихому Дону», работали над сценарием. Но война помешала осуществлению этого замысла. К сожалению, материалы по этому фильму практически не сохранились: остались лишь пара страниц сценария и отдельные кадры плёнки.
В 1960-70-е годы Мазрухо снимал многие знаковые встречи Шолохова: с первым космонавтом Ю. Гагариным, с писателями Ч. П. Сноу и М. Ларни, с С. Герасимовым, В. Шукшиным, С. Бондарчуком. Снимать вручение Нобелевской премии писатель также пригласил Мазрухо. Сопровождал он Шолохова и в поездке по Японии в 1966 году. О М.А. Шолохове Леон Борисович снял 4 документальных фильма.
Дружба с Шолоховым продолжалась многие годы. На 70-летие Мазрухо получил телеграмму: «Дорогой Лёва, сто лет ещё кашляй себе на здоровье. Крепко обнимаю. Михаил Шолохов». Друзья по достоинству оценили юмор телеграммы, так как знали, что кашель часто настигал его в самые неподходящие моменты, в том числе и в момент съёмки.
Донской краевед И. Гегузин о Леоне Борисовиче писал: «Мазрухо любит людей. Поэтому на первом плане в его картинах – человек, его судьба. Прослеживая жизненный путь своих героев, он находит такие краски, которые помогают ему ярко и выразительно показать характерные черты советских людей, трудолюбивых и целеустремлённых: у них не расходится слово с делом, а личное и общественное выступает в неразрывной связи».
Не эта ли любовь к людям и роднила великого писателя и талантливого оператора?
Алла Цыцура