Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
113 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
73 (1%)
Музей – детям
114 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

День Крещения Руси

28.07.2023

Донские казаки всегда были людьми верующими, соблюдающими православные традиции христианства, а земли, населяемые ими, в народе так и называли «Православный Дон». Но мало кто знает, что начало истории Крещения Руси имеет непосредственную связь с нашим степным краем, с Доном.

Точная дата Крещения Руси неизвестна, известен только год – 988-й. Но, так как это событие связано с именем князя Владимира, которого за его заботу о народе люди еще при жизни прозвали Красным Солнышком, а потом и церковь нарекла святым равноапостольным, Крестителем Руси, а историки считают великим, то и День крещения Руси принято отмечать 28 июля — в день его памяти. Однако необходимо понимать, что крещение Руси не было событием одного дня. История обращения Руси в христианство началась еще задолго до рождения Владимира и растянулась на продолжительное время.

Исторические документы свидетельствуют, что первые русы приняли христианство примерно за сто лет до официального крещения Руси Владимиром. И что интересно, на территории современной России только лишь наш регион на основании научных данных может быть признан местом, где впервые зазвучали слова Евангельской проповеди святых Апостолов. Юго-западная часть Ростовской области (берега Азовского моря (Меотиды) и низовья Дона (Танаиса)) уже с VI в. до Рождества Христова стала территорией распространения Средиземноморской античной цивилизации. Торговый город Танаис, основанный выходцами из Синопа (греческой колонии) в V в. до Рождества Христова на берегу дельты Дона, являлся одним из самых удалённых форпостов греко-римского мира, но в конце «Апостольского века» Благая весть пришла и сюда. И как свидетельствуют исторические данные и литургическое Предание Церкви, люди, жившие здесь в 50-80-е годы I в. от Рождества Христова, смогли понять и приять Божественную Истину о Воскресшем Господе Иисусе Христе. В 1955-1956 гг. в ходе археологических раскопок Недвиговского городища (Танаиса) были найдены остатки потайного святилища. Обнаруженные в нём находки являются свидетельством того, что в последние годы I в. там существовала христианская евхаристическая община, основанная Апостолом Андреем, или одним из епископов, поставленных им во время миссионерского путешествия по Причерноморью. Археологический материал конца III — начала IV вв., дает основание считать, что Танаис был уже в то время христианским городом.

В 860 г. Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий в качестве послов Византийского Императора Михаила III и Константинопольского Патриарха Святого Фотия совершили путешествие к устью Дона и затем в Хазарию, ко двору кагана. Из «Жития Св. Кирилла» известно, что в результате переговоров было получено разрешение кагана свободно исповедовать христианскую веру в его владениях. Тогда же Св. Кирилл крестил 200 семей. Византийские источники датируют тем же временем (60-ми годами IX в.) первое крещение «народа росов», живущего в Приазовье, в городе Росия (он же Русия), в землях Хазарского каганата. На этом основании многие исследователи считают, что Крещению Руси в 988 г. предшествовало крещение Азово-Черноморской Руси в 860-867гг.

В 846 г. хазары построили на правом берегу Дона город-крепость Саркел, затопленный в настоящее время водами Цимлянского водохранилища. В ХI веке, помимо синагоги и мечети, там был и христианский храм. Его остатки были обнаружены в 1950-1951гг. в результате археологического исследования руин Саркела – Цимлянского городища. После возникновения в Причерноморье в конце Х в. русского Тмутараканского княжества на месте Саркела, разоренного в 965 году великим князем Киевским Святославом Игоревичем, вырос русский город Белая Вежа, второй по значению центр Тмутараканской епархии Русской Церкви. Другим экономическим и культурным центром Хазарского каганата, а затем Тмутараканского княжества, на левом берегу Дона (на месте современного Азова) был город Тана (предположительно основанный беженцами из разорённого Танаиса). В документах XVII в. упоминаются существовавшие в Тане-Азове православные храмы. После завоевания князем Владимиром в 988 г. византийского города Тмутаракани, его епископы перешли в юрисдикцию митрополита Русского (Киевского). Когда Тмутараканское княжество, а с ним и Тмутараканская епархия Киевской митрополии перестали существовать, христианская церковная проповедь продолжалась среди полиэтничного населения Таны-Азова. А православная религиозно-бытовая традиция сохранялась в среде полуоседлого воинственного населения пойм Дона и Северского Донца, называемого бродниками, упоминание о которых встречается в древнерусских летописях и иностранных источниках относящихся к середине XII - концу XIV вв. По мнению многих историков, от них и берет начало донское казачество, и оно уже изначально было православным.

Елена Анташевская
Юлия Гудова