Новости
По казачьему подворью
14.02.2024Сотрудники Музея-заповедника М.А. Шолохова провели очередное музейное занятие по бытовой культуре казаков Верхнего Дона конца XIX – начала XX веков для учащихся начальных классов Шолоховской гимназии ст. Вёшенской.
Во время увлекательного путешествия по казачьему подворью участники встречи узнали об устройстве и функциях база – хозяйственного двора, где располагались подсобные сооружения, помещения для домашних животных и птицы.
В ходе беседы ребята выяснили, что большая часть живности, выращенной в хозяйстве, обеспечивала потребность казачьей семьи в натуральных продуктах – мясе, молоке, яйце, шерсти. Другая – использовалась для различных сельскохозяйственных работ.
Ребята с интересом рассматривали фотографии хозяйственных построек, которые уже исчезли из современного обихода, но были непременным атрибутом казачьего подворья столетие назад. Это амбар, где хранились зерно, мука, припасы; конюшня, где содержались строевые и рабочие лошади; рассадня – своеобразный парник, изготовленный из ивовых кольев и прутьев; поветка для сушки фруктов.
Школьникам увидели различные виды кормов для скота и птицы, которые выращивали казаки в поле, саду, на огороде, бахче. Они с интересом рассматривали образцы зерновых культур, определяя их сходство и различие по цвету и форме. В состав рациона животных входили так же сено, некоторые овощи и фрукты, их ребята легко узнавали при показе.
Одной из повседневных обязанностей хозяйки-казачки были дойка и уход за коровой. Дети не только увидели набор предметов, необходимых для процеживания молока, но и попробовали осуществить его в действии. Кроме того, они внимательно разглядывали глиняную посуду – корчажки, махотки, бальсаны – и определяли их содержимое – молоко, сметану, каймак, творог.
Рассказ о казачьих изгородях из дерева, камня, лозы также пополнил знания детей об устройстве казачьего подворья.
В заключение музейного занятия школьники приняли участие в мастер-классе «Заплетайся, мой плетень» по изготовлению декоративного плетенька. На деревянном основании (дощечка), с закрепленными в нём деревянными стоячками, ребята завивали прутики бумажной лозы в форме восьмерки от середины плетня к первому стоячку и обратно. Роль лозоплетельщиков пришлась им по душе.
Марина Попова
Александр Тяпкин