Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
129 (1%)
Донское казачество
256 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

История одного автографа М.А. Шолохова

26.02.2024

80 лет назад, 25 февраля 1944 года, в киргизском городе Узген родился Борис Александрович Плевакин – донской художник, журналист, краевед. В Киргизии воспитывался в детском доме. В 1957 году переехал в Новочеркасск. Учился в художественной студии Н.Я. Лисименко, в Ростовском художественном училище им. М.Б. Грекова. После службы в армии жил в Новочеркасске, работал художником-оформителем, публиковал краеведческие очерки со своими иллюстрациями, написал биографию известного донского художника И.И. Крылова.Был принят в Союз журналистов СССР.  Б.А. Плевакин был членом городского клуба художников, участвовал в городских и областных художественных выставках. По приглашению А.В. Калинина занимался организацией и оформлением картинной галереи в х. Пухляковском. Подготовил и выпустил брошюру «Пухляковская картинная галерея». Работы художника хранятся в Таганрогском художественном музее, Пухляковской картинной галерее, в частных коллекциях в Ростове-на-Дону, Волгограде, Новочеркасске, Ставрополе.

 В фондах Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова, в архиве семьи М.А. Шолохова хранится большое количество писем к писателю. Среди них – письмо Б. Плевакина, написанное им 17 января 1967 года в воинской части города Приозёрска:

«Здравствуйте, многоуважаемый Михаил Александрович!

Однажды у меня родилась мысль создать небольшой альбом, посвященный любимым писателям и поэтам из разных стран, всех времен. Задачи в связи я этим возникли следующие: я сам должен был рисовать портреты, используя известные репродукции (фотографии).

Но непременно я обязан был вдохнуть в портреты что-то свое, глубоко личное, характеризующее мое отношение к изображенному художнику слова.

Слева я решил помещать литературные этюды. Начал я с Надежды Дуровой. Потом написал С. Есенина, В. Шекспира, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А. Конан Дойля, С.Т. Аксакова и Вас.

Дальше я намереваюсь поместить: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Ж. Верна, М. Горького; наверное, Р. Гамзатова и др.

Михаил Александрович! Мне бы очень хотелось, чтобы Вы написали что-нибудь под своим портретом, прямо на том же листе. Я специально оставил чистую бумагу. Было бы замечательно, если бы Вы сказали свое напутственное слово или же отзыв о моем альбоме. Буду очень благодарен Вам. А потом вышлите альбом мне назад.

От имени всех товарищей по службе, очень уважающих Вас, разрешите сказать Вам солдатское «спасибо» за хорошие книги и пожелать крепкого-крепкого здоровья, долгих лет жизни и новых счастливых мгновений при работе над книгами.

С нетерпением жду альбома и Вашего слова.

С уважением Борис Плевакин».

Сделанный во время службы альбом с портретом Шолохова Плевакин отсылает в Вёшенскую с просьбой об автографе. Вскоре оттуда приходит ответ секретаря писателя: «Если вы хотите прославиться таким образом, то Михаил Александрович советует вначале получить автограф Гоголя».  В ответ Плевакин пишет дерзкий ответ секретарю: «После долгих поисков нашел Гоголя в Риме, где он пристрастился к живописи, и, не смотря на занятость, Николай Васильевич оставил автограф под своим портретом, просил сообщить о результатах «переговоров» с Вёшками… Надеюсь, вы понимаете, что, отправляя вторично портрет М. А. Шолохова (для автографирования), не могу подтвердить слова свои, ибо подписанный Н.В. Гоголем рисунок отныне бесценен для меня, и его нельзя доверить почтовой пересылке».

Просьба Плевакина дошла до Шолохова, о чем рассказывает автограф писателя в альбоме Плевакина: «Только что – и не без улыбки – ознакомился с полемической перепиской между Вами и моим бывшим секретарем...». Видя в альбоме автограф Шолохова, охотно оставляли свою запись другие писатели и деятели культуры.

Борис Александрович Плевакин создал три портрета Шолохова, написал этюд дома писателя. Один из портретов молодого Шолохова был опубликован в журнале «Молодая гвардия» (1976) и на суперобложке книги А.В. Калинина «Время «Тихого Дона». Художник отправил журнал с портретом в Вёшенскую и получил его с надписью: «Борису Плеваке. С поклоном – М. Шолохов. 9.11.76».

В рабочем кабинете писателя находится этюд донского художника Ивана Крылова «Каючок в траве» с двумя дарственными надписями. Одна надпись от дочери Крылова: «Первому настоящему биографу отца, большому поклоннику и знатоку его творчества – Борису Александровичу Плевакину в знак дружбы от дочери художника Крылова Л.И. Крыловой-Гурьевой. 19.11.75 г. Новочеркасск». Вторая надпись принадлежит Плевакину: «А моя мечта – чтобы этот замечательный этюд И.И. Крылова украсил один из уголков дома М.А. Шолохова в Вёшенской. Дорогому Михаилу Александровичу 24 мая 1978 г. Борис Плевакин, ст. Вёшенская».

Б.А. Плевакин приезжал в Вёшенскую, встречался с М.А. Шолоховым. Об этом он рассказывает в своей книге «Был и я среди донцов», опубликованной в Москве издательством «Современник» в 1985 году.

Екатерина Карбышева