Новости
«Считать Михаила Шолохова проверенным»
29.07.202490 лет назад, 29 июля 1934 года, М.А. Шолохов проходил партийную проверку в зале Вёшенского Народного Дома.
Писателю не раз приходилось отчитываться перед народом. По Уставу ВКП(б) проводились публичные чистки и недостойных звания коммунистов исключали из партии.
В зале собралось много жителей станицы Вёшенской. М.А. Шолохов состоял на партийном учёте в редакции газеты «Большевистский Дон». В зале присутствовали работники редакции и типографии газеты. Все они были товарищами Михаила Александровича. Писатель принимал активное участие в работе парторганизации. Председатель комиссии объявил: «Проверяется писатель Михаил Александрович Шолохов». Раздались аплодисменты. М.А. Шолохов подошел к небольшому столу у сцены, покрытому кумачом, и сказал: «Родился я, товарищи, в 1905 году. Отец мой – торговый служащий. Учился в Богучарской мужской гимназии, окончил четыре класса. Затем начал работать в исполкоме станицы Каргинской. В 1921 году был послан на курсы продовольственных инспекторов в Ростов, работал там до 1923 года. Потом уехал в Москву и очутился на положении одного из героев Артёма Весёлого, который после окончания гражданской войны пришёл регистрироваться на биржу труда. «Какая у вас профессия?» – спросили его. – «Пулемётчик», – ответил он. Но «профессия» пулемётчика уже никому не была нужна… В Москве я зарегистрировался продовольственным инспектором. Но в такой должности также не было нужды. Вот и стал я безработным, потом чернорабочим, каменщиком, грузчиком, счетоводом в домоуправлении… Тогда же я начал упорно учиться писать. Работал фельетонистом в московской комсомольской газете «Юношеская правда». После издания книжки «Донские рассказы» перешёл к писательскому труду, с 1924 года до настоящего времени остаюсь писателем. Кандидат партии с 1930 года, член партии с 1932 года».
Председатель комиссии продолжил:
«Вопросы к коммунисту Шолохову есть?»
Из статьи доктора исторических наук, профессора И. Бирюлина «И сказал всю правду»:
«Взметнулся лес рук. Вопросы были разные. Но больше всего они касались общественной деятельности писателя, его творчества. Вот некоторые вопросы и ответы, которые я записал тогда в свой блокнот: «Какую общественную и партийную работу вы несете?» Шолохов ответил: «Постоянно связан с партийной организацией района, участвую в ее работе… Как член редколлегии нескольких журналов, занимаюсь с молодыми писателями». «Какая у вас связь с колхозами?» – «Бываю в колхозах часто. Без этой связи я не в состоянии писать».
Потом кто-то из присутствующих спросил: «Почему вы так показали Григория Мелехова, что он вызывает симпатии у читателя?»
Немного подумав, Шолохов ответил: «Григорий Мелехов является середняком. Колебания середняка очень велики. В Мелехове я хотел показать эти колебания. Плох тот писатель, который ставит своих героев на ходули. Я избегал этого в Мелехове. Относительно симпатии я скажу так: смотря кто читает. У одних он вызывает симпатии, у других – нет».
До позднего вечера шёл большой заинтересованный разговор Михаила Александровича с народом».
Из статьи «На проверке – Михаил Шолохов», опубликованной в областной газете «Молот»:
«В прениях выступил парень в белом костюме. Он показал большое знакомство с литературными вопросами. Хвалил Шолохова за то, что «Поднятая целина» большую роль сыграла в коллективизации, научила распознавать механику классовых врагов. Он пожелал Шолохову в следующих книгах изжить недостатки языка. Больше в прениях никто не хотел выступать».
Решение комиссии и всех присутствующих было единодушным: «Считать Михаила Шолохова проверенным». После оглашения решения в зале раздались бурные аплодисменты.
Обсуждение возобновилось, когда все стали расходится по улицам станицы. Снова заговорили о Михаиле Шолохове, о героях его книг.
Михаил Александрович с честью выдержал народную проверку.
Екатерина Карбышева