Новости
Музей-заповедник М.А. Шолохова «Тихий Дон» – участник конференции, посвященной инклюзивному образованию
22.04.202419-20 апреля 2024 года в г. Ростове-на-Дону прошла масштабная межрегиональная конференция «Инклюзивное образование в Ростовской области: актуальные проблемы и педагогические решения», организатором которой выступило Министерство общего и профессионального образования Ростовской области. Конференция собрала более 1000 участников, объединив на одной площадке руководителей образовательных организаций и педагогов, реализующих инклюзивное образование, специалистов сопровождения (педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы) Ростовской, Херсонской, Запорожской областей, Донецкой и Луганской Народных республик, представителей учреждений культуры, общественных организаций, решающих проблемы социальной и образовательной инклюзии, родительских сообществ.
В первый день конференции на базе МАОУ «Школа № 22» в параллельном режиме прошло 11 секций, посвященных актуальным вопросам и проблемам инклюзивного образования в Ростовской области, среди которых – государственная политика в сфере образования обучающихся с особыми образовательными потребностями, дошкольное инклюзивное образование, опыт реализации инклюзивной модели «Ресурсный класс», использование нейрокоррекционных методов в работе с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного образования и др. В их числе – секция «Музейная педагогика как средство социализации и адаптации обучающихся с РАС в современном мире». В рамках данной секции был представлен доклад с презентацией «Инклюзивные программы музея-заповедника М.А. Шолохова «Тихий Дон». Автор доклада, Л.М. Слюсаренко, ученый секретарь Музея-заповедника М.А. Шолохова, координатор программы «Инклюзия в музее. Взаимодействие с посетителями с ОВЗ», рассказала о проектах и мероприятиях, реализующихся в музее как на постоянной основе для лиц с инвалидностью и ОВЗ, так и в виде акций и разовых проектов. Так, в течение нескольких лет на постоянной основе проводятся интерактивные занятия, творческие лаборатории для участников проекта «Лазорики. Навстречу солнышку». На событийных мероприятиях музея – литературно-этнографических праздниках «Кружилинские толоки», «Вешенские шермиции», «Каргинская ярмарка на Покрова» прокладывается маршрут для возможности посещения праздников маломобильными группами. Акция «Музей для всех!», проводимая ежегодно в декабре по инициативе проекта ИКОМ «Инклюзивный музей», стала площадкой для реализации серий мероприятий и встреч, имеющих мощную обратную связь от участников. Уникальными выставочными проектами для слабовидящих посетителей и маломобильных групп населения стали выставки «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» и «Храм-реквием», воплощенные в «Шолохов-Центре» (г. Ростов-на-Дону) в сотрудничестве с Государственным музеем «Исаакиевский собор» (г. Санкт-Петербург). Новым опытом для сотрудников музея стал культурно-образовательный проект «Простыми словами» совместно с благотворительным фондом «Просто люди», в процессе которого удалось реализовать 2 цикла онлайн-занятий для людей, пребывающих в диспансерах в условиях долгосрочной изоляции. Не менее ценным опытом стало взаимодействие с представителями и подопечными фонда «Я есть!» в ходе совместных культурных мероприятий – конференций и экскурсионного тура по объектам Музея-заповедника в ст. Вешенской.
Говоря о перспективах дальнейшего развития инклюзивной деятельности в музее-заповеднике М.А. Шолохова «Тихий Дон», Л.М. Слюсаренко отметила, что «…музей как площадка для реализации культурно-образовательных программ для детей и взрослых с ОВЗ, обладает огромным потенциалом. Наши объекты – «Подворье казака-середняка», «Каргинская мельница с синематографом» «Старый дом М.А. Шолохова в Вешенской», «Музейная конюшня», ремесленные мастерские органично сочетают в себе мемориальную часть и разнообразную интерактивную зону и дают много возможностей для проведения целой серии различных занятий. Однако требуется комплексный подход с привлечением экспертов для максимальной адаптации этого пространства для посетителей с ОВЗ, предполагающий и дополнительное обучение сотрудников, и оплату их труда, и дооснащение оборудованием».
Второй день конференции прошел в инклюзивных мастерских благотворительного фонда «Я есть!» и был посвящен педагогическим возможностям художественно-эстетического развития личности подростков с ОВЗ.
Конференция способствовала плодотворному и эффективному диалогу специалистов в области инклюзии о важнейших вопросах основного и дополнительного образования детей с ОВЗ, стала местом обмена деловыми контактами, укрепления сотрудничества и планирования проектов. Участники единогласно выразили слова благодарности организаторам конференции, отдельно представители музейного сообщества поблагодарили Евгению Хилькевич, эксперта Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра МГППУ, кандидата политических наук, и Светлану Брикунову, арт-педагога, руководителя художественной мастерской социальной занятости детей и подростков Ростовского подразделения БФ «Я есть!», кандидата педагогических наук, доцента кафедры инклюзивного образования педагогической реабилитации Академии психологии и педагогики ЮФУ.
Алла Цыцура