Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
130 (1%)
Донское казачество
257 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12611 (94%)
Архив опросов

Новости

Казачьи постройки из самана

01.11.2024

С начала XIX до конца XX века для обустройства хозяйственной и бытовой жизни население верхнедонских хуторов и станиц широко применяло разнообразные природные материалы. Одним из наиболее востребованных была глина.

Здешние жители знали места, где находились образования и выходы различных глинистых пород. Они хорошо разбирались в свойствах сырья и определяли его пригодность для тех или иных видов работ.

Местные залежи глины использовали как в строительстве жилых и хозяйственных построек, во внутренней отделке помещений, так и для кладки и обмазки печей, изготовления посуды и др.

В частности, стены казачьих построек выкладывались из самана – глиняно-соломенной массы, сформированной в блоки. Такие постройки были менее затратными в изготовлении и хорошо держали тепло. Эти блоки делали только летом, в сухую и жаркую погоду, так как саман имел низкую устойчивость к влаге.

Из бесед с жителями хуторов и станиц выясняется, что на выработку самана шла серая (белая) глина. Так, житель станицы Базковской С. А. Дерябкин отметил, что для изготовления саманных блоков лучшим считалось сырьё, добытое на окраине хутора Громковского Шолоховского района. А. Н. Антамонов, бывший житель хутора Рогожкина Боковского района, рассказал, что хуторяне ездили за глиной в хутор Затонский Шолоховского района. «Мои хуторяне-андроповцы привозили глину из хутора Захаровского. Саман из неё был качественный, плотный, как цемент», – об этом нам сообщила Т. А. Бондарева. Уроженка хутора Быковского Верхнедонского района А. П. Зотова вспоминает: «Мой отчий дом построен из самана в 1958 году. Он имел большие размеры – 10 х 11 метров, высотой до 3-х метров. Стоит до сих пор, ему более шестидесяти лет. Большинство хуторских построек возводились из самана. Белую, «тянкую», глину для него брали на Белой горе, у речки. Саман делали на том же месте, где и выбирали глину. Площадь производства была размером со стадион, так как там его изготавливали для окрестных хуторов и станиц. Работы с глиной были тяжёлыми, всё делали своими руками. Чтобы облегчить перенос заполненных глиняной массой станков, их устанавливали на сбитые из досок щиты и перетаскивали с помощью лошадей к месту просушки».

Опираясь на воспоминания жителя хутора Меркуловского В. В. Платона отмечаем, что население правобережных хуторов Альшанского, Меркуловского, Водянского, Затонского, Калиновского и Варваринского возводили саманные постройки из глинистых пород, залегающих рядом в большом количестве. Он же говорит: «Для выработки самана приглашали родственников, соседей, знакомых. Чем больше народу, тем быстрей выполнялась работа. После устраивали застолье с песнями под гармонь. … Когда приходило время строить, для удобства работы на верхних рядах стены, саманные блоки поднимали и укладывали на подмостя высотой до трёх метров. Интересен тот факт, что для крепления и связки углов строения использовали гибкие и прочные прутья из сибирька (караганы кустарниковой– прим. авт.)».

Изготавливались блоки определённым способом. Об этом мы узнаём из рассказа вёшенского старожила А. С. Зубкова: «Замес из глины делали круглой формы, разбрасывая её слоем толщиной 60-70 сантиметров. По краям замеса насыпали бортик (бровку). Замес заливали водой настолько, чтобы слой воды покрывал всю площадь раствора и в течение суток мог промочить его на всю глубину намёта. На другой день, когда глина замокнет, на неё набрасывали слой в 10-15 сантиметров хорошо измельчённой ржаной, пшеничной соломы прошлогоднего или нового урожая. В замес заводили лошадей, и по мере того, как солома была затоптана лошадьми в глину, выводили из замеса. На глину набрасывали новый слой соломы, увлажняли водой и заводили лошадей снова, и так повторяли 6–7 раз. Сползающую с краёв массу подбрасывали на середину под ноги ходящим по кругу лошадям, следя за тем, чтобы земляной бортик по краям не размывался водой. Когда глина с соломой перемешивалась в однородную массу, её накрывали толстым слоем соломы и увлажняли, чтобы она не пересыхала (всю массу трудно за один день переработать в блоки). Чтобы в стенах не заводились мыши, в замес добавляли воду, настоянную на горькой полыни. Рядом с замесом разравнивали площадку и посыпали её соломой или песком. Готовую массу раскладывали в формы, которые могли быть разных размеров (12х24х12, 20х40х20, 15х30х15 сантиметров). Перед заполнением форму опускали в воду, а потом набивали раствором и выкладывали на подготовленную площадку. По мере высыхания блоки переворачивали и складывали в штабеля. Выложенные стены из самана обмазывались глиной с коровяком, затем белились мелом».

Таким образом, знакомство с особенностями традиционного строительства на Верхнем Дону позволяет узнать о том практическом опыте, которым владели умельцы прошлых лет, сооружая добротные и долговечные постройки из простых природных материалов.

Марина Попова
Татьяна Шевцова