Коллекция музея
Люлька (колыбель)
Люлька – приспособление для сна и укачивания ребенка, которое подвешивалось к потолку возле деревянной кровати родителей. Делали люльки из дерева в виде прямоугольного ящика размером 50х80 см, высотой до 20 см, сужающегося ко дну. Дно обтягивалось холстом. В боковых стенках прорезали неглубокие дугообразные выемки, украшали росписью или резьбой. Люлька подвешивалась на четыре веревки или ремня, закрепленных по углам. Ребенка укладывали в люльку через несколько дней после рождения, каждый раз благословляя его перед сном. Существовало поверье, что нельзя качать пустую люльку – ребенок плохо будет спать. Укачивая ребенка в люльке, мать напевала колыбельные песни. В одном из эпизодов романа «Тихий Дон» читаем:
«Немазаной арбой заскрипела люлька. Дарья сонным голосом бормотнула:
– Цыц, ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою, – запела тихонько:
– Колода-дуда, Иде ж ты была?
– Коней стерегла». (Тихий Дон. Кн. I, ч. I, гл.III).
В своих произведениях М.А. Шолохов часто упоминает этот предмет казачьего быта.
«Встав из-за стола и отправляясь к двери курить, будто невзначай раза два качнул люльку; просунул под положок бороду, осведомился:
– Казак?
– Девка, – за Григория отозвалась Аксинья и, уловив недовольство, проплывшее по лицу и застрявшее в бороде старика, торопясь, добавила: – Такая уж писаная, вся в Гришу». (Тихий Дон. Кн. I, ч. II, гл. XXI).
«Наталья кормила детей грудью до года. В сентябре отняла их, но не оправилась до глубокой осени; на похудевшем лице молочно блестели зубы да теплым, парным блеском светились, от худобы казавшиеся чрезмерно большими, глаза. Всю жизнь вбивала в детей, стала неряшливей к себе, все время, свободное от работы по домашности, тратила на них: мыла, стирала, вязала, штопала и часто, примостившись боком к кровати, свесив ногу, брала из люльки двойнят и, движением плеч высвобождая из просторной рубахи туго налитые, большие бело-желтые, как дыни, груди, кормила сразу двоих». (Тихий Дон. Кн. II, ч. VI, гл.V).
«Стягивая с плеч шинель, Ефим нагнулся над люлькой, висевшей у кровати, и брови его разгладились, возле рта легла нежная складка, губы, посиневшие от холода, зашептали привычную ласку. В лохмотьях, в тряпье, разбросав пухлые ручонки, заголившись до пояса, лежал розовый от сна шестимесячный первенец. На подушке, рядом с ним - рожок, туго набитый жеваным хлебом». (Смертный враг.)
В фондах музея-заповедника М.А. Шолохова хранится пять подвесных люлек.
Елена Клейменова