Коллекция музея
«Хрестоматийный» портрет Шолохова
Этот снимок обошел многие страны мира, публиковался около 150 раз, был представлен на выставках в Москве, Париже, Лондоне, Праге, Будапеште, Рио-де-Жанейро. К 80-летию писателя портрет был помещён на почтовый конверт и почтовую марку.
Николай Георгиевич Кочнев, автор снимка, известный фотопортретист. Он создал целую галерею портретов наших литераторов, но этот знаменитый шолоховский портрет является, пожалуй, его самой интересной работой.
Известно, что сниматься, позировать перед фотокамерой Шолохов не любил. Как же удалось Н. Г. Кочеву сделать этот снимок?
В статье «Фотография Шолохова», которая публиковалась в журнале «Дон» в 1995 году, Н.Г. Кочнев вспоминает: «В январе 1960 года закончился двухгодичный лекторий по фоторепортажу при центральном Доме журналиста. Всем нам, кто занимался там, предложили готовить к дипломной работе три крупноформатные фотографии. «Вот бы Шолохова застать и поснимать», — подумал я тогда.
Вскоре узнаю, что в «Роман-газете» будут печатать вторую книгу «Поднятая целина». Звоню в редакцию, прошу редактора газеты – Людмилу Никифоровну Стебакову: «Помогите «прихватить» Шолохова для съемки».
Работа фотокорреспондента зачастую зависит не только от профессионального мастерства, настойчивости, оперативности, но и от везения, удачи. Об этом говорят многие «мастера объектива», ведь снимок может быть, самый лучший в жизни — это всего лишь миг.
Николай Георгиевич вспоминает «Я приехал пораньше. Установил светильники. Поставил стул... Сотрудники узнали, что приехал Шолохов. Всем хочется посмотреть на него. Один из сотрудников называет имя критика и говорит, что тот готовит статью о том, как Шолохов работал над «Поднятой целиной». «Что, он под столом у меня сидел, откуда он знает, как я работал?», - говорит Шолохов. Все расхохотались. А я успел дважды нажать затвор «Киева», когда Михаил Александрович, улыбаясь, повернулся к этому сотруднику».
Михаил Александрович жил тогда, в 1960 году, в Староконюшенном переулке. Н.Г. Кочнев быстро сделал пробные снимки, и в тот же день, вечером, приехал домой к писателю. Шолохов внимательно рассматривал все варианты фотографий, а затем выбрал именно эту, сказав: «Здесь я настоящий казак».
К дипломной работе Н. Г. Кочнев сделал этот же портрет. Получил за него пятерку.
Позже многие журналисты и издатели назвали портрет классическим и хрестоматийным.