Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
121 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
128 (1%)
Донское казачество
256 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Коллекция музея

М.А. Шолохов. Фото А.Узляна

Этот снимок сделан в середине 1930-х годов, когда писатель работал над «Тихим Доном», ещё и ещё раз обдумывая завершающую часть романа. Он был молод и полон энергии.

Фотокорреспондент Александр Узлянснял Михаила Александровича в свитере и с трубкой в руке у книжных  полок большой домашней библиотеки, создав правдивый, яркий, запоминающийся образ. По мнению фотохудожника, у читателей при виде снимка должно остаться впечатление неразрывности двух понятий – «писатель» и «книги».

Известно, что для Шолохова книги были частью его творческой жизни, читались и перечитывались, он целенаправленно собирал свою библиотеку, подбирая самые нужные, самые ценные для него издания. В своей публикации «Три встречи» («Литература и жизнь» от 9.01.1959 г.) А. Узлян вспоминал: «В станицу Вёшенскую я приехал  осенью 1937 г. Мой спутник, журналист Араличев, должен был получить у  Шолохова новые главы романа «Тихий Дон»… Разговаривая, Михаил Александрович ходил по комнате и часто подходил к книжной полке, снимая и перелистывая страницы то одной, то другой книги. Это показалось мне очень характерным для Шолохова, и я попросил разрешения снять его у книжной полки».

Вторая приметная деталь – трубка в руке М.А. Шолохова. В те годы он предпочитал курить именно кривую трубку, которую считал более удобной. В одном из писем в Москву Е.Г. Левицкой в начале 1930-х годов он шутливо интересуется: «…Где обещанная мне трубка?.. Кривая трубка удобнее для охоты».

Александр Узлян, работавший в «Огоньке» и «Литературной газете», в середине 1970-х годов уехал из СССР, и его фамилия исчезла со страниц советских изданий. Надо отметить, что фотограф он был высококлассный, умел быстро и профессионально выстроить кадр, заранее спланировать сюжет и ракурс будущего снимка. Благодаря профессиональному чутью фотокорреспондента появился один из самых ярких и запоминающихся довоенных фотоснимков М.А. Шолохова.