Новости
Итоги V Международного конкурса методических работ
14.05.2021Завершился V Международный конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных учебных заведениях, который ежегодно проводят Кафедра русской литературы Института гуманитарных наук Московского городского педагогического университета совместно с Государственным музеем-заповедником М.А. Шолохова и редакцией научно-просветительского журнала «Мир Шолохова».
На рассмотрение жюри поступила 31 работа. Большую их часть, 22, составили методические материалы учителей Беларуси, конкретнее – Гродно и Гродненской области. Жюри от души благодарит наших белорусских друзей за активную поддержку конкурса и за содержательные разработки, посвященные жизни и творчеству М.А. Шолохова, различных жанров. Конспект урока Игоря Олеговича Черемных (агрогородок Озерница, Слонимский район, Гродненская область, Беларусь) «Изображение Гражданской войны как трагедии народа» опубликован в №1 журнала «Мир Шолохова» за 2021 год.
Из России было получено 9 работ. На предложение поучаствовать в конкурсе откликнулись представители Москвы, Башкортостана и Ростовской области. В том же, свежем, подготовленном ко дню рождения писателя, номере общенационального научно-просветительского журнала «Мир Шолохова» опубликована Методическая разработка интерактивного занятия «Историческая эпоха 1930-х гг. в романе М.А. Шолохова “Поднятая целина”», ее авторы-составители – научные сотрудники экскурсионного отдела Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова Марина Алексеевна Дебур и Елена Ильинична Ильичёва. Отрадно, что второй шолоховский роман, несомненно, выдающееся явление русской литературы ХХ века, привлекает внимание музейных работников и педагогов. На конкурс были представлены разнообразные методические материалы: от классических конспектов уроков, в частности, урока-лекции, сопровождаемой презентацией в программе PowerPoint, до конкурсов, викторин, интерактивных занятий, лабораторных работ, сценариев, буктрейлеров, гугл-форм, кейсов, системы гиперссылок, ресурсов персональных сайтов, электронных библиотек и других более или менее новых и нестандартных форм работы с современными школьниками в классной аудитории и вне ее. Наиболее разнообразные и технически изощренные средства коммуникации с современным учеником на шолоховские темы предложила Людмила Васильевна Сивец, учитель математики и информатики (sic!) МБОУ «Вёшенская СОШ» Шолоховского района Ростовской области. Ее методические разработки хорошо известны на малой родине писателя и в столице региона – Ростове-на-Дону.
Отрадно участие достаточно большого количества учителей в Шолоховском конкурсе методических работ. Очевидно, это свидетельствует о важности творчества писателя в современном литературном образовании учащихся и их духовно-нравственном и патриотическом воспитании, а также о том, что рассказы, романы и публицистика Шолохова дают богатый материал для педагогического творчества. Неслучайно, как отмечалось, две разработки уже опубликованы в «Мире Шолохова» и несколько рассматриваются редакционной коллегией на этот же предмет. С другой стороны, увеличение числа участников конкурса (наибольшее за все время его проведения) сделало более значимой, казалось, успешно решенную ранее проблему, очень остро стоящую перед нашим образованием (Союзного Государства России и Беларуси, и не только его). Это проблема плагиата, некорректных заимствований из различных источников, прежде всего из сети Интернет. К большому сожалению, такие находящиеся на грани или за гранью этических норм заимствования без необходимых ссылок, то есть присвоение чужого интеллектуального труда, очень характерно не только для учеников, но и для их наставников. В этом году жюри проявило максимальную лояльность к не вполне корректным заимствованиям в методических разработках учителей, желая поощрить участников конкурса, оценить их труд и ту пользу, которую они приносят, обсуждая на школьных уроках шолоховскую тематику и предлагая различные, как правило, обновленные, творческие формы работы с ней. Отклонено 4 присланных материала. Около половины оставшихся работ содержат больше или меньше, но, в целом, значительное количество заимствований, на которые не приводятся ссылки. Ситуация была бы менее драматичной, если бы такие чужие тексты или их фрагменты использовались бы на реальном уроке и помогали бы решению образовательных задач в работе с конкретными обучающимися. Так, очевидно, во многих случаях и бывало: учителя присылали материалы из своего методического багажа, апробированного на практике. Однако в случае с конкурсной разработкой ситуация меняется. Жюри ждет заведомо оригинальных, созданных на высоком методическом уровне материалов. В этой связи некорректные заимствования показывают как относительно невысокий творческий уровень работы педагога, так и низкую культуру его обращения с источниками, что не может ни радовать, ни поощряться. Тем не менее с учетом того, что все участники конкурса прислали свои работы впервые и, возможно, не отдавали себе отчета в важности самого внимательного отношения к использованным материалам, а также имея в виду высокую практическую значимость присланных методических разработок, жюри приняло решение поощрить максимально большое число педагогов. Надеемся на такую же активность и повышение ответственности за сказанное учителем слово участников конкурса следующего года.
Сергей Васильев
Список участников
Дипломы первой степени
- Володичева Анастасия Станиславовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа №1286 города Москвы».
- Давыдик Светлана Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №3 имени В.М. Усова г. Гродно» Республики Беларусь.
- Дебур Марина Алексеевна, научный сотрудник экскурсионного отдела Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.
- Забоева Людмила Ильинична, учитель русского языка ГУО «Гимназия № 1 имени академика Е.Ф. Карского г. Гродно» Республики Беларусь.
- Ильичёва Елена Ильинична, научный сотрудник экскурсионного отдела Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.
- Калмыкова Наталья Борисовна, МБОУ «Вёшенская СОШ» Шолоховского района Ростовской области.
- Правдицкая Инна Антоновна, учитель русского языка и литературы ГУО «Гимназия № 1 г. Слонима» Гродненской области Республики Беларусь.
- Сивец Людмила Васильевна, учитель математики и информатики МБОУ «Вёшенская СОШ» Шолоховского района Ростовской области.
- Терменева Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №41 г. Гродно» Республики Беларусь.
- Черемных Игорь Олегович, учитель русского языка и литературы ГУО «Озерницкая средняя школа» Слонимского района Гродненской области Республики Беларусь.
Дипломы 2-й степени
- Греднева Марина Сергеевна, учитель русского языка МБОУ «Дударевская средняя общеобразовательная школа» хутора Дударевский Шолоховского района Ростовской области.
- Демидик Алина Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Средняя школа №1 г.п. Россь» Волковысского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Совца Татьяна Евгеньевна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 41 г. Гродно» Республики Беларусь.
- Хмыз Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы ГУО Жировичская средняя школа» Слонимского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Чечет Зинаида Петровна, учитель русского языка и литературы ГУО «Циринский УПК детский сад – средняя школа» Кореличского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Шлемина Нина Александровна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа 2 г. Волковыска» Гродненской области Республики Беларусь.
Сертификаты участника
- Астюкевич Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы ГУО «Милевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Мостовского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Бирюлина Виктория Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Базковская средняя общеобразовательная школа» Шолоховского района Ростовской области.
- Боева Елена Васильевна, учитель информатики и технологии МБОУ «Терновская основная общеобразовательная школа» Шолоховского района Ростовской области.
- Виршич Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Учебно-педагогический комплекс Эйгердовский детский сад – средняя школа» Гродненской области Республики Беларусь.
- Глебко Жанна Викторовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа №10 г. Слонима» Гродненской области Республики Беларусь.
- Головенко Галина Иосифовна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Песковский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Мостовского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Гришанкова Виталия Збигневна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Гимназия №1 г. Мосты» Гродненской области Республики Беларусь.
- Губаева Рамиля Идгатовна, педагог-библиотекарь ГБОУ «Уфимская коррекционная школа-интернат № 92 для обучающихся с ОВЗ».
- Гукова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы ГУО «Березовская средняя школа № 3» Лидского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Пашкевич Вера Владимировна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Милевичский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Мостовского района Гродненской области Республики Беларусь.
- Побудей Дарья Валерьевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Средняя школа №4 г. Волковыска» Гродненской области Республики Беларусь.
- Теслик Анна Адамовна, учитель русского языка и литературы ГУО «Циринский учебно-педагогический комплекс детский сад – средняя школа» Кореличского района Гродненской области Республики Беларусь.