Новости
Шолоховская тема в работах донского художника
29.06.2011В Экскурсионно-выставочном центре «Народный дом» музея-заповедника работает выставка художника Владимира Бегмы «Под донским небом». Большая часть полотен выполнена по мотивам романа-эпопеи М.А. Шолохова «Тихий Дон».
Тематика работ, техника их исполнения разнообразны, но все картины объединяет безграничная любовь художника к святому храму природы. Владимир Бегма - современник М.А. Шолохова, житель Донской земли. Как вспоминает художник, впервые он познакомился с шолоховскими произведениями в 11 лет, и с тех пор творения писателя постоянно сопровождают его. Интерес к творчеству Шолохова Владимир Иванович объясняет тем, что работы Михаила Александровича поражают «жизненной правдой образов героев, глубиной изображения сути времени, лирическим и тонким описанием близкой нам природы донского края, бесконечностью, как микро-, так и макромира».
Особый интерес представляют картины, написанные к определенным эпизодам произведения. В этих работах автор показывает не только свое видение развития сюжета, но и раскрывает его динамику во времени. Так, например, на выставке представлены четыре картины, посвященные событиям, описанным в первой книге (часть первая, вторая глава).
Давайте прочтём шолоховские строки и посмотрим, как они воплощены на картинах Владимира Бегмы.
«–Ты, Григорий, вот что… примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой… Ты гляди, парень, я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могёт до греха взыграть, а я наперед упреждаю: примечу – запорю!.. Гляди, не забудь, а нет – с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!..
Покусывая губы, шел Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный уйду ноне на игрище», – думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок...
У ворот столкнулся (Григорий) с давнишним другом-одногодком Митькой Коршуновым…
– Куда с рыбой?
– Нынешняя добыча. Купцам несу.
– Моховым, что ли?
–Им…
– Возьми с собой, торговаться буду.
– Пойдем…
На площади у церковной ограды кучился народ. В толпе ктитор, поднимая над головой гуся, выкрикивал: «Полтинник! От-да-ли. Кто больше?».
…Митька приоткрыл дверь на террасу …
– Кто там? - Окликнули их с террасы.
Робея, Григорий пошел первый. Крашеные половицы мел сазаний хвост.
– Вам кого?
В плетеной качалке – девушка. В руке блюдце с клубникой. Григорий молча глядел на розовое сердечко полных губ, сжимавших ягодку. Склонив голову, девушка оглядывала пришедших».
У Владимира Бегмы уже есть несколько циклов подобных картин. В планах художника – продолжение работы по шолоховской тематике.
Наталья Благодарова