Новости
Письма школьников М.А. Шолохову
30.01.2012В рамках спецкурса «Шолоховедение», который на протяжении нескольких лет успешно реализуется в музее-заповеднике М.А.Шолохова, прошли занятия для учащихся 5-х классов Шолоховской гимназии станицы Вёшенской и Вёшенской средней школы.
Целью курса является приобщение школьников к творчеству великого писателя М.А. Шолохова, изучение материалов о его жизни, общественно-политической деятельности. Основу занятий в этот раз составили письма школьников к писателю из коллекции документального фонда.
Письма приходили со всех концов огромной страны, из-за рубежа. Во многих из них дается высокая оценка творчеству писателя. Ребята интересуются дальнейшей судьбой героев шолоховских произведений. Много поздравлений с присуждением Нобелевской премии, юбилеями писателя, просьбы прислать книги с автографом для школьных музеев, приглашений приехать в школу.
Участники занятий с интересом знакомились с письмами своих сверстников. Есть письма в стихах. Так, учащиеся 11-х классов средней школы г. Стрый из Львовской области в мае 1965 года прислали к юбилею писателя стихотворение:
«Сегодня дарим в знак любви
Вам мысли и сердца
За правду трудного пути,
За мужество борца.
Вы вечно молоды душой,
И сердцем Вы юны.
Спасибо Вам за труд большой
От всей родной страны!
Мы благодарны за любовь
К народу и земле,
За вечно молодую кровь,
За преданность стране.
За ту любовь спасибо Вам,
Что учит нас любить,
Указывает путь сердцам,
Правдиво учит жить.
За все, что сделали в пути,
Примите наш поклон!
Желаем Вам от всей души
Прожить еще лет сто!».
А вот выдержки из письма учителей и учащихся Занадворовской средней школы тоже в мае 1965 года: «…Вместе с нашим поздравлением посылаем посылочку с дарами приморской тайги: шишки корейского кедра, семена лимонника (ценное лекарство в тибетской медицине), корень жень-шеня, маньчжурские орехи, а также альбом, фотографии в котором помогут Вам представить себе, какова природа Приморского края…». Авторы письма приглашают писателя к себе в гости.
Учащиеся 5-а класса из станицы Кирпильской в письме, присланном в декабре 1977 года, делятся впечатлениями от рассказа «Нахалёнок»: «…На очередном классном часе у нас шел разговор о любимом литературном герое. На многих героев хотят быть похожи наши пятиклассники. Но больше всех нам понравился Мишка Коршунов из «Нахалёнка». Какой это бесстрашный, добрый и толковый паренек!!! Спасибо Вам, дорогой Михаил Александрович, за ту радость, которую Вы нам доставили своим рассказом…». В этом же письме школьники обращаются к писателю с просьбой стать их шефом и помочь оборудовать кабинет русского языка и литературы.
Но особый восторг у участников музейных занятий вызвало письмо от учащихся 6-б класса из г. Хорол Полтавской области, датированное 1979 годом. Вот что пишут ребята: «…Недавно на уроках русской литературы мы прочитали Ваш рассказ «Нахалёнок». У нас был урок-диспут по этому рассказу. Наша учительница предложила нам дописать будущее Мишки. У нас Мишка и летчик, и танкист, и вице-адмирал, он – Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда, поднимал целинные земли. У других учеников он писатель, но теперь уже у всех он ветеран войны и труда. Михаил Фомич, сияя своими боевыми и трудовыми наградами, приходит к ученикам и рассказывает им о своем боевом прошлом. А у некоторых учащихся он погиб как настоящий герой.
В дружеском споре о прототипе Мишки закралась догадка: не о себе ли Вы написали? Мы посчитали, сколько Вам лет, подробнее узнали о том, что в детские и юношеские годы Вам приходилось бороться с кулаками.
Уважаемый Михаил Александрович! Спасибо Вам за «Нахалёнка», читали с большим интересом и волнением. Жалко Мишкиного отца, но все мы уверены, что из Мишки вырос большой настоящий человек…».
И далее вёшенские ребята, живущие в XXI веке, с огромным интересом слушали сочинения украинских шестиклассников, написанные более 30 лет назад.
Много писем приходило М.А. Шолохову от школьников из-за рубежа - Болгарии, Венгрии, Германии, Польши, Румынии, Чехословакии, Кубы, США и др. Так, учащиеся венгерского города Дебрецен в марте 1964 года, узнав из газет о предстоящем приезде писателя в Венгрию, приглашают его в гости. Из болгарского города Враца в апреле 1983 года ребята прислали свои сочинения о дальнейшей судьбе Вани Соколова и попросили писателя дать им оценку.
Много нового и интересного узнали ребята на занятиях. Письма, перенеся юных шолоховедов в далекие 50-е-80-е годы прошлого столетия, позволили ощутить дух эпохи, погрузиться в атмосферу тех лет. Изучение данных материалов настолько заинтересовало ребят, что они попросили провести им по этой теме дополнительные занятия в фондах музея-заповедника.
Письма школьников Шолохову – лишь малая частица огромного музейного собрания. Тем не менее, они дают представление об отношении молодого поколения к писателю, являются своеобразной летописью того времени, расширяют и дополняют материалы о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
Людмила Афанасьева