Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
124 (1%)
Выставки
117 (1%)
Музейные события
82 (1%)
Музей – детям
130 (1%)
Донское казачество
260 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12612 (94%)
Архив опросов

Новости

Секреты вязания крючковых чулок

06.12.2013

Одним из необходимых и любимых занятий казачек Верхнего Дона в конце XIX- начале XXвеков было рукоделие. Долгими зимними вечерами они кроили и шили одежду, пряли шерсть и изготавливали сукно, вязали спицами и крючком, вышивали. Среди многих изделий, выходивших из рук мастериц, были крючковые носки и чулки из грубой шерстяной нити, которые особо полюбились мужчинам-казакам.

Нынешнее поколение казачек-мастериц крючковые чулки уже не вяжут, и лишь единицы помнят технологию вязания, переданную мамами и бабушками. Такой хранительницей традиций казачьего женского рукоделия является Анастасия Андреевна Воробьёва, 1936 года рождения, уроженка хутора Еринского, проживающая в настоящее время в станице Вёшенской.

Анастасия Андреевна училась вязать у своей тети и у бабушки. В детстве вязала носки, варежки, перчатки, позже, в молодые годы, освоила вязание ажурных шарфов, пуховых платков.

По просьбе сотрудников музея А.А. Воробьёва рассказала и показала технологию традиционного вязания казачьего крючкового носка. Эта информация особо ценна для нас, так как в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов часто упоминает об этом излюбленном казаками предмете одежды.

«Митька сел на снег, с усилием стянул с ноги сапог. Пошел, припадая на разутую ногу. На хрушком снегу дороги ясно печатался след вязанного крючком толстого чулка» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.1; ч.2; гл.Х); «Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шел, сдвинув на затылок фуражку, дыша наспиртованным морозом воздухом, запахом пресной сырости от воды» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.2; ч.5; гл.XXII); «Мирон Григорьевич, одетый, как на смерть, во все новое, в дубленый полушубок, в чирики и чистые белые чулки на вбор, - сидел с краю, рядом с дедом Богатыревым и Матвеем Кашулиным» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.3; ч.6; гл.XXII).

Крючковые чулки полюбились мужчинам-казакам, потому что были толстыми, теплыми, хотя и колючими, удобными тем, что вязались без пятки, и если протирались в одном месте, их можно было повернуть другой стороной. У верховых донских казаков была мода носить белые крючковые носки на вбор: шаровары вбирались в чулки, затем надевались кожаные чирики (тапки на небольшом широком плоском каблуке).

Изучив технологию вязания крючковых чулок, мастера отдела прикладного искусства музея-заповедника смогут изготовить копии этнографических предметов, упомянутых в произведениях М.А. Шолохова. Ведь одним из направлений деятельности  музея является возрождение, сохранение, развитие и популяризация традиционных народных промыслов и ремесел как одной из составных частей культуры Верхнего Дона.

Ирина Коренюгина