Новости
Секреты вязания крючковых чулок
06.12.2013Одним из необходимых и любимых занятий казачек Верхнего Дона в конце XIX- начале XXвеков было рукоделие. Долгими зимними вечерами они кроили и шили одежду, пряли шерсть и изготавливали сукно, вязали спицами и крючком, вышивали. Среди многих изделий, выходивших из рук мастериц, были крючковые носки и чулки из грубой шерстяной нити, которые особо полюбились мужчинам-казакам.
Нынешнее поколение казачек-мастериц крючковые чулки уже не вяжут, и лишь единицы помнят технологию вязания, переданную мамами и бабушками. Такой хранительницей традиций казачьего женского рукоделия является Анастасия Андреевна Воробьёва, 1936 года рождения, уроженка хутора Еринского, проживающая в настоящее время в станице Вёшенской.
Анастасия Андреевна училась вязать у своей тети и у бабушки. В детстве вязала носки, варежки, перчатки, позже, в молодые годы, освоила вязание ажурных шарфов, пуховых платков.
По просьбе сотрудников музея А.А. Воробьёва рассказала и показала технологию традиционного вязания казачьего крючкового носка. Эта информация особо ценна для нас, так как в романе «Тихий Дон» М.А. Шолохов часто упоминает об этом излюбленном казаками предмете одежды.
«Митька сел на снег, с усилием стянул с ноги сапог. Пошел, припадая на разутую ногу. На хрушком снегу дороги ясно печатался след вязанного крючком толстого чулка» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.1; ч.2; гл.Х); «Мишка, в ватной куртке, в чириках, с заправленными в белые чулки шароварами, шел, сдвинув на затылок фуражку, дыша наспиртованным морозом воздухом, запахом пресной сырости от воды» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.2; ч.5; гл.XXII); «Мирон Григорьевич, одетый, как на смерть, во все новое, в дубленый полушубок, в чирики и чистые белые чулки на вбор, - сидел с краю, рядом с дедом Богатыревым и Матвеем Кашулиным» (Шолохов М.А. «Тихий Дон». Кн.3; ч.6; гл.XXII).
Крючковые чулки полюбились мужчинам-казакам, потому что были толстыми, теплыми, хотя и колючими, удобными тем, что вязались без пятки, и если протирались в одном месте, их можно было повернуть другой стороной. У верховых донских казаков была мода носить белые крючковые носки на вбор: шаровары вбирались в чулки, затем надевались кожаные чирики (тапки на небольшом широком плоском каблуке).
Изучив технологию вязания крючковых чулок, мастера отдела прикладного искусства музея-заповедника смогут изготовить копии этнографических предметов, упомянутых в произведениях М.А. Шолохова. Ведь одним из направлений деятельности музея является возрождение, сохранение, развитие и популяризация традиционных народных промыслов и ремесел как одной из составных частей культуры Верхнего Дона.
Ирина Коренюгина