Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
122 (1%)
Выставки
116 (1%)
Музейные события
80 (1%)
Музей – детям
129 (1%)
Донское казачество
256 (2%)
Памятники природы
72 (1%)
Информация для туристов
12610 (94%)
Архив опросов

Новости

150 лет со дня рождения А.С. Серафимовича

18.01.2013

19 января исполняется 150 лет со дня рождения известного русского писателя, уроженца Дона Александра Серафимовича Серафимовича (1863-1949),  с которым М.А. Шолохова  связывала крепкая дружба.

В 1925 году, когда в издательстве «Новая Москва» началась подготовка к печати первого сборника рассказов Михаила Шолохова, редакция обратилась к Серафимовичу с просьбой прочитать рукопись и высказать свое мнение. Автор уже широко известного  «Железного потока» написал к сборнику теплое предисловие, а затем решил встретиться с молодым писателем. Во время беседы  Александр    Серафимович посоветовал Шолохову работать над каждой вещью серьезно, не торопиться.

Первый шолоховский сборник «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича вышел в свет в начале 1926 года. Мудрое, удивительно прозорливое и взволнованное поэтическое слово о молодом, ярком, сильном таланте начинающего писателя звучало как  напутствие: «Как степной цветок, живым пятном встают рассказы т. Шолохова. Просто, ярко и рассказываемое чувствуешь — перед глазами стоит. Образный язык, тот цветной язык, которым говорит казачество. Сжато, и эта сжатость полна жизни, напряжения и правды. Чувство меры в острых моментах, и оттого они пронизывают. Огромное знание того, о чем рассказывает. Тонкий, схватывающий глаз. Умение выбрать из многих признаков наихарактернейшие. Все данные за то, что т. Шолохов развертывается в ценного писателя…».

Старый, многоопытный мастер сразу и накрепко поверил в большую судьбу писателя-земляка, и его пророчество сбылось.

М.А. Шолохов говорил, что по-настоящему обязан Серафимовичу, ибо тот первым поддержал его в самом начале писательской де­ятельности. Он  высоко ценил дружескую помощь старшего собра­та по перу, дорожил его мнением, оценкой. Об этом можно судить по письмам, адресованным Серафимовичу. Так, посылая ему сборник рассказов «Лазоревая степь», вышедший осенью 1926 го­да, Шолохов писал: «Примите эту памятку от земляка и одного из глубоко и искренне любящих Ваше творчество... Если можно, напи­шите мне Ваше мнение о последних моих рассказах... Ваше мнение для меня особенно дорого и полноценно».

В другом письме (от 22 фев­раля 1927 года) снова: «...Очень прошу Вас, черкните мне о недостат­ках и изъянах. А то ведь мне тут, в станице, не от кого услышать слово обличения, а Ваше слово мне особенно ценно». Можно было бы привести еще не одну подобную цитату из писем Шолохова.

Сразу после выхода апрельского номера журнала «Октябрь» за 1928 год, где были помещены главы, завершающие первую книгу «Тихого Дона», Серафимович выступил в печати с рецензией. В небольшой и яркой статье он с достаточной полнотой и убедительностью охарактеризовал за­мечательное творение Шолохова, ничуть не пряча своего искреннего восхищения. Опубликованная в газете «Правда» 19 апреля 1928 года, а затем перепечатанная в качестве предисловия к отдельному изданию треть­ей части романа, статья Серафимовича явилась одним из самых пер­вых откликов на публикацию «Тихого Дона».

Серафимович на страницах «Правды» писал: «Ехал я по степи... На кургане чернел орёлик, чернел молодой орелик. Был он небольшой, взглядывая, поворачивал голову и желте­ющий клюв... Вдруг расширились крылья — ахнул я... расширились громадные крылья. Орелик мягко отделился и, едва шевеля, поплыл над степью. Вспомнил я синеюще-далекое, когда прочитал «Тихий Дон» Ми­хаила Шолохова. Молодой орелик желтоклювый, а крылья размах­нул. И всего-то ему без году неделя. Всего два-три года чернел он чуть приметной точечкой на литературном просторе. Самый прозор­ливый не угадал бы, как уверенно вдруг развернется он...». Статья А.С. Серафимовича от­крыла оживленное обсуждение романа Шолохова в советской прессе.

В 1929 году, когда возникли затруднения в публикации 6-й части романа «Тихий Дон», М.А. Шолохов вновь обращается к Серафимовичу: «Вам уже, на­верное, известно, что 6 часть «Тихого Дона» печатать не будут... Очень прошу Вас, оторвите для меня кусочек времени и прочти­те сами 6 часть. Страшно рад был бы получить от Вас хоть короткое письмо с изложением Ваших взглядов на 6 часть. Мне не хочется го­ворить Вам о том значении, какое имеет для меня Ваше слово, и как старшого, и как земляка. Не откажете в добром совете? С великим нетерпением буду ждать».

Серафимович искренне любил и очень высоко ценил яркий талант Михаила Шолохова. О Шолохове он говорил всегда с гордостью, ста­вя его на первое место среди писателей нашего времени. Писал ли он статью о советской литературе, выступал ли на собственном творчес­ком вечере, встречался ли с писателями и литкружковцами на периферии, Серафимович, как правило, использовал трибуну для пропаганды и популяризации шолоховского творчества. Даже если слушатели не задавали ему традиционного вопроса, кого в современной литературе он считает наиболее талантливым писателем, такой вопрос он ставил сам и неизменно отвечал на него: «Шолохова».

Можно было бы привести множество высказываний Серафимови­ча о Шолохове, они могли бы, по­жалуй, составить целую книгу. Вот строки из оставшейся незавершенной автобиографической повести Серафимовича «Писатель», над которой автор работал в последние годы своей жизни: «Самый сильный, самый талантливый из всех нынешних совет­ских писателей — это Михаил Шолохов, огромное дарование. Чем он резко выделяется, так это своей художественной убедительностью. Открываешь страницу, там люди, живые люди любят, умирают, ссорятся, делают глупости, совершают подвиги. Там много смешного, остроумного, горького, как в жизни. Их берешь не как изображения, забываешь, что это — книга. Пейзаж у него такой же живой, такой же убедительный... Я ни у кого не встречал такой художественной прав­ды, такой правдивости в описании степи и ее обитателей — незабы­ваемо».

На юбилейных торжествах в связи  со 100-летием со дня рождения Александра Серафимовича в январе 1963 года в Ростове Шолохов говорил с большой душевной теплотой и сердечной признательностью: «Я вынес глубоко запавшие мне в душу впечатления   о   Серафимовиче как   о   милом, скромном и немножко с какой-то казачьей лукавинкой человеке — великом писателе, который много помогал молодым, в том числе и мне».

Наталья Кирсанова
Екатерина Карбышева