Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
113 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
74 (1%)
Музей – детям
115 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12596 (95%)
Архив опросов

Новости

Как на Дону праздновали Троицу

09.06.2014

День Святой Троицы празднуется Церковью на пятидесятый день после Пасхи, поэтому его называют ещё Пятидесятницей. В этот день вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, этот день считается днём рождения Новозаветной христианской апостольской Церкви и торжественно празднуется с древнейших времён.

Троица – красивый праздник. По всей России дома и храмы украшают молодыми распускающимися ветками берёзы, благоуханными цветами и травой. И это неслучайно. Цветы, зелень символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

В день Святой Троицы во всех православных храмах совершается торжественная служба, на которой прославляется сошествие Святого Духа, коленопреклоненно читаются молитвы о спасении всех православных христиан и об упокоении душ усопших.

На Дону в XIX – начале XX вв. праздник Святой Троицы праздновался широко, красочно, пышно. Казаки очень любили Троицу. Храмы украшали ветками, пол устилали свежескошенным душистым разнотравьем.

Известный вёшенский краевед Грибанов Алексей Петрович оставил после себя замечательные воспоминания «Из истории ст. Вёшенской» о дореволюционной жизни станицы. В воспоминаниях есть строки о подготовке станичников к великой Троице и о самом праздновании этого светлого праздника.

По словам краеведа, по традиции, накануне Троицы каждая хозяйка убирала свой курень. Деревянные некрашеные полы в комнатах выскребали с усердием и вымывали до блеска, а земляные полы мазали глиной с коровяком и посыпали белым песком. Подметали во дворе, убирали всё лишнее, от крыльца до калитки посыпали белым песком, за плетневым или штакетным забором тоже посыпали белым песком.

Перед праздником ворота, крыльцо куреня, балясы украшали свежесрубленными ветками берёзы, вербы, вяза, липы, – кто чем захочет. Полы в комнатах куреня устилали чабрецом.

Праздник Троицына дня вёшенцы проводили и как день встречи лета. К этому дню обычно весенние полевые работы заканчивались, а начинались они после пасхальной недели, когда казаки на быках и лошадях, с плугами, боронами, сеялками, посевным зерном отправлялись на летние полевые станы своих паевых земель, где пахали, боронили, сеяли. Троицу встречали семьи в полном сборе уже дома.

Собирались вёшенцы на праздничную торжественную службу в церковь Михаила Архистратига и в Свято-Троицкую церковь. После службы расходились по домам и отмечали праздник.

В дни Троицы за станицей на песках ежегодно проводилась ярмарка (длилась 7 дней), и взрослое население станицы и Вёшенского юрта собиралось на ярмарке.

Вечером вёшенцы готовили традиционную особую яичницу: разбивали яйца в кипящее молоко. Такая яичница не жарилась, а варилась в полевом котле, подвешенном на переносной треноге.

Повечеряв, станичники, в основном молодёжь, нарядно одетые, выходили на игрища за станицу. Там общались друг с другом, давали волю своим голосам, играя казачьи песни, танцевали, водили хороводы, устраивали игры. Дети играли в свои игры, качались на качелях. Парни присматривали себе невест, а девушки плели венки из полевых цветов и бросали их в воду. Гадали, кто из них быстрее выйдет замуж.

После Троицы взрослое население станицы отправлялось в луга, делить их на паи. Начинался травокос.

Своими воспоминаниями о праздновании Троицы в родном хуторе Горбатове поделился старожил ст. Вёшенской, ветеран Великой Отечественной войны Кочетов Александр Георгиевич.

Он рассказал, что за три дня до праздника женщины наводили большой порядок в доме. Если это были земляные полы, то набивали их глиной с коровяком, чтобы были ровные. Русскую печь сначала белили, а потом многие хуторяне раскрашивали её цветными глинами: белой, жёлтой, красной. Украшали печь разными узорами на свой вкус. Хуторяне знали, где залегают цветные глины, заранее добывали их в ярах. В это же время молодёжь и дети выходили за хутор в поисках корня солодки. Из этого корня варили «солодик» – сладкий напиток, который пили и взрослые, и дети.

Дети лазали на большие деревья, снимали из гнёзд сорочиные и грачиные яйца. Из этих яиц потом в день Троицы жарили яичницу.

Когда курень был убран, члены семьи отправлялись за хутор, по возвышенностям собирали чабрец. Приносили эту душистую траву домой, устилали ею полы. Весь дом наполнялся приятным запахом чабреца. Входные двери, ворота украшали ветками берёзы.

Наступал великий день Святой Троицы. Хуторяне шли к большой службе в церковь. После праздничной службы, вернувшись домой, каждая казачья семья усаживалась за праздничный стол. Жили небогато, но каждая семья, экономя, заготавливала лучшие продукты, чтобы из них приготовить праздничный обед. Хозяйки варили мясные, наваристые щи, варили или жарили мясо, готовили мясную лапшу, пекли блинцы кислые на хмелинах, пироги с начинкой из сухофруктов и др., варили взвар.

За праздничным обедом, предваряя сытную закуску, взрослые члены семьи для аппетита пили водочку, а дети – «солодик», имитируя гуляние.

Ну и, конечно же, какой стол в Троицын день без традиционной яичницы. Яичницу жарили на сале, на большой сковороде, и ставили в центр стола. Вся семья ела из одной сковороды. В больших семьях жарили яичницу сразу в двух больших сковородах.

После праздничного обеда до конца дня доедали его остатки.

Дети после обеда убегали играть, а разнаряженная молодёжь шла водить хороводы и играть в игры.

Вечером того же дня женатые люди парами брали бутылку согревающего напитка и без приглашения шли к той семье, у которой была большая горница. В старину люди в хуторах жили как бы одной семьёй, поэтому могли прийти в любое время без приглашения.

В большой горнице, в углу находился угольный столик, на котором лежал поднос с рюмками. Из гостей выбирался «тамада», он разливал водку по рюмкам и разносил всем присутствующим. После горячительного напитка все закусывали кислой капустой или кислыми огурчиками. Закуской обеспечивали гостей хозяева куреня. Не дай Бог, если тамада кого-нибудь обнесёт рюмкой, скандал был обеспечен. Обиженные, то есть те, которым не поднесли рюмку, уходили с гулянья. Это считалось за бесчестие.

После выпитых рюмок и съеденной закуски начинали играть казачьи песни и плясать вкруговую (без инструментального сопровождения, под пение), когда казак с казачкой выплясывали друг перед другом, затем к ним присоединялись другие пары.

В конце XIX – начале XX вв. иногородние привезли на Дон гармошку, скрипку, балалайку. Гармошка, скрипка и бубен – это уже был оркестр, который задавал настроение вечеринкам. Таким же образом были привезены на Дон танцы «краковяк», «полечка с каблучком», «карапет», «бедная» и др., которые приобрели новый донской колорит и постоянно использовались на вечеринках.

Старики собирались отдельно от молодёжи, в более спокойной обстановке, тоже у кого-нибудь в курене. Выпивали по рюмочке, играли казачьи песни, вспоминали былые времена.

Троицу праздновали три дня. Самыми весёлыми и насыщенными были первые два дня, а на третий день отдыхали после шумного празднования днём, вечером молодёжь и дети уходили на игрища. После праздничных дней снова наступали рабочие будни, жизнь хуторян возвращалась в свою обычную колею.

Так проходил этот замечательный, тёплый великий праздник Святой Троицы не только у нас на Верхнем Дону, но и во всей Области Войска Донского, со своими местными особенностями.

 

Ирина Коренюгина