Новости
Письма М.А. Шолохову об экранизации «Тихого Дона»
15.12.2016Завершается Год российского кино. Ему было посвящено много интересных и важных событий, и уже ясно, что тема достижений кинематографии, важная для нашего общества, останется востребованной и в будущем.
Большой интерес вызывают материалы, связанные с экранизациями произведений М.А. Шолохова (всего их было 19). Тысячи писем к писателю с откликами на вышедшие в прокат кинофильмы, хранятся в фондах музея-заповедника.
Так, в июне 1955 г. М.А. Шолохову пришло письмо от директора киностудии им. М. Горького А. Калашникова, в котором он сообщает, что киностудия «…намеревается приступить к серьезной и ответственной творческой работе – постановке большого художественного фильма в двух сериях по Вашему роману «Тихий Дон». Постановку этого фильма Студия поручает режиссеру С.А. Герасимову. Очень желательно было бы, чтобы Вы сами писали литературный сценарий для этого фильма. Если же работа над сценарием не входит в Ваши ближайшие творческие планы, то просим сообщить нам Ваше согласие на экранизацию Вашего произведения с тем, чтобы работу над литературным сценарием осуществил режиссер С. Герасимов при Вашей творческой консультации».
Уже через год, в июне 1956-го, из киностудии прислали режиссерский сценарий С. Герасимова по роману «Тихий Дон» для ознакомления (об этом читаем в письме директора киностудии им. М. Горького Бритикова к М.А. Шолохову). Писатель одобрил сценарий. В августе 1956 года съемки фильма начались. В экранизации фильма задействованы почти двести персонажей, актерский ансамбль великолепен, но снимались не только профессионалы, много было массовых сцен.
Среди писем, хранящихся в фондах, имеется одно, написанное Шолохову прямо со съемок. Автор письма, Г.А. Попова, «…казачка Мигулинской станицы», которая «всю свою жизнь росла на Дону», сообщает, что она «в настоящее время жительница г. Каменска и участница в массовках Московской киностудии в Вашей эпопее «Тихий Дон» у Герасимова и Рапопорта (режиссера и оператора киностудии им. М. Горького. Прим. – Л.А.)»
В съемках фильма Г.А. Попову не все устраивает: «…Вот я приведу пример: сцена – драка на мельнице. Массовку женщин одевают как попало, в тамбовскую, в рязанскую, в молдавскую. Да разве так в 14-х годах наши казачки одевались?
Вторая сцена – встреча казаков в Вёшках. В массовку женщин выбрали одних престарелых, человек 16, одетых совершенно не типично для казачек, одетых невзрачно и по-современному, а также всадники, казаки. Мне бросилось в глаза, что я ни у одного казака не видела плётки, только у одного увидела в руках хворостину. Что же это за воин? Это меня глубоко возмущает. Так скупо ставят эти батальные сцены, глядеть на это больно и обидно за Дон, за Вашу эпопею «Тихий Дон»…».
И далее: «…Как бы мне хотелось, чтобы Вы приехали к нам в Каменск и посмотрели на эти съемки. Ведь этот трёхсерийный фильм будет показан на весь мир. Может быть, я неправильно понимаю, но я очень волнуюсь за Ваше произведение «Тихий Дон» и за все казачество Дона». Письмо датировано 5 декабря 1956 года.
После выхода фильма на экран, с октября 1957 года, в Вёшенскую Шолохову пошли письма от зрителей со всей страны.
Т.Г. Черных из с. Верхний Студенец Липецкой области в письме от 23 января 1958 года делится с М.А. Шолоховым впечатлениями о просмотре фильма: «…Вчера, т.е. 22 января 1958 года, мы смотрели кино «Тихий Дон», первую серию. Обычно у нас в Студенце бывает только один сеанс кино, потому что ходит большей частью молодежь. Когда узнали, что привезли «Тихий Дон», то в селе произошло необыкновенное волнение. Около сельского клуба в 6 часов вечера собралось столько народу, что не могли посмотреть все и за два сеанса. Сегодня, т.е. 23 января демонстрируется третий сеанс, чего никогда не было в нашем селе. В кино пришли пожилые малограмотные женщины. За спиной слышались их возгласы: «Вот это хорошо! Вот это по-нашему!» Они были намерены сидеть всю ночь, только чтобы посмотреть и вторую и третью серии.
Сегодня утром оставались быть все взволнованными. В школе спорили, в сельском Совете тоже, в магазине то же самое. Везде, куда ни пойдешь, один и тот же разговор, волнение, споры. О Григории мнения не расходятся. Все считают, что он хорош, силен, что натура его незаурядна. А вот в отношении женских образов: одни на стороне Натальи, а другие – на стороне Аксиньи. Сама я влюблена в Аксинью. Конечно, Наталья тоже сильна духом, но, с другой стороны. Ее тоже жаль. Но ведь жаль даже и Степана, когда он вошел в курень, где уже не было Аксиньи, ушедшей с Григорием к Листницким. А Аксинья, по моему мнению, воплощает в себе красоту чувства. Она очень волнует меня.
Вы простите меня, Михаил Александрович, за беспокойство, но я не могу молчать. Я потеряла сегодня трудоспособность и пришла к выводу, что надо Вам написать. Просто удивительно, как это можно было прочувствовать так жизнь во всем ее многообразии, чтобы создать подобную вещь.
От лица всех жителей Студенца желаю Вам долгих лет жизни и непрекращающейся плодотворной работы!».
А.Н. Решетов из г. Кисловодска в письме М.А. Шолохову от 3 ноября 1964 года выражает свое мнение по поводу отражения в «Тихом Доне» событий Гражданской войны на Дону:
«Дорогой Михаил Александрович! От всего сердца поздравляю Вас и Вашу семью с 47-й годовщиной Великого Октября! Желаю много здоровья, хорошего настроения, долгих лет счастливой жизни, а миру – мир на земле. Пусть Ваше перо будет всегда в действии и порадует нас, Ваших читателей и почитателей, новыми чудесными произведениями во славу нашей любимой Родины.
Скажу несколько слов о себе. Я, как может быть Вы уже знаете, бывший председатель полкового революционного комитета и помощник командира 27 Донского казачьего полка 1-го Северного революционного казачьего отряда войск ДОНРЕВКОМА. Являюсь соратником героев Дона Федора Подтёлкова и Михаила Кривошлыкова в борьбе с калединщиной, за установление Советской власти на Дону. Много внимания в свое время уделили Вы, Михаил Александрович, этому славному полку и назвали его в романе «Тихий Дон» по заслугам – «обольшевиченным».
Очевидно не без Вашего влияния во второй серии кинофильма «Тихий Дон» показан и разгром крупного карательного офицерского отряда полковника Чернецова под станицей Глубокой, в январе 1918 года, где героические действия красных казаков 27-го полка сыграли решающую роль. В этом ожесточенном бою с чернецовскими карателями я командовал, наряду с командующим полком тов. Седовым В.И., 2-й цепью бойцов 27-го полка, но в кинофильм, к сожалению, мы не попали, т.к. наши фамилии, за исключением Голубова, в романе не упоминаются. Лично я не претендую на это, хотя и являюсь активным участником и живым свидетелем тех грозных событий на Дону, которые описаны Вами так правдиво и образно в романе «Тихий Дон».
Вы совершенно правильно отобразили боевые действия 27-го полка и поведение эксцентричного Голубова, командующего отрядом при взятии нами первыми, 25 февраля, штурмом города Новочеркасска, как оплота донской и российской контрреволюции на юге России и, таким образом, ликвидации донского войскового контрреволюционного правительства во главе с генералом Назаровым, заменившим Каледина.
Многое еще можно сказать, но и этого вполне достаточно, чтобы убедиться в достоверности этих исторических фактов. Поэтому Ваше имя, Михаил Александрович, широко известное на земле, как создателя замечательного, бессмертного произведения «Тихий Дон», тем более для меня и других непосредственных участников, особенно близко и дорого. Все, что написали и пишите Вы или пишут о Вас в Советском Союзе, с большим интересом читаю и любовно храню в своем домашнем архиве, знакомлю иногда с ним своих друзей и товарищей…».
Роман «Тихий Дон» М.А. Шолохова – наиболее значительное эпическое произведение XX века, и именно поэтому он экранизирован уже четырежды: начиная с первого немого фильма 1930 года и заканчивая телеверсией 2015 года.
Людмила Афанасьева
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект № 16-04-00166а