Новости






Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
13 (14%)
Выставки
11 (12%)
Музейные события
8 (9%)
Музей – детям
12 (13%)
Донское казачество
14 (15%)
Памятники природы
11 (12%)
Информация для туристов
24 (26%)
Архив опросов

Новости

М.А. Шолохов в современной школе

14.05.2019

Накануне дня рождения великого русского писателя Михаила Шолохова мы предложили учителям русского языка и литературы Шолоховского района и города Ростова-на-Дону поделиться своей точкой зрения на изучение шолоховских произведений в школе. Изменилось ли учительское восприятие творчества писателя за последние десятилетия? Какие шолоховские произведения входят в современные учебники литературы и как преподносят ученикам героев произведений Шолохова? И кто сейчас герои, а кто badboys? 

Кутняхова Наталия Анатолиевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ Школа №100, г. Ростов-на-Дону:

- Произведения М.А. Шолохова преподают во всех российских школах. Существует ряд программ, учебников, рекомендованных Министерством образования РФ, и в каждом из них есть произведения Михаила Александровича. Однако одни и те же произведения в разных образовательных линиях могут изучаться в разных классах. Так, с рассказом «Судьба человека» школьники знакомятся в 7 или 9 классе.

К сожалению, из новых учебников практически ушли главы романа «Они сражались за Родину», хотя 7-8 лет назад отрывки из него изучались. Зато появилась тенденция знакомить с фрагментами романа «Тихий Дон» среднее звено (8 класс) для тех ребят, которые, закончив 9 класс, выберут профессиональное обучение. (Примером служит эпизод из четвёртой книги романа, описывающий психологическое состояние Аксиньи в лесу. Лес для героини стал источником душевного покоя и силы). Старшеклассники изучают роман целиком, как правило, в 11 классе.

Ростовская область более щедра в изучении творчества писателя в общеобразовательных школах. За счёт регионального компонента ребята знакомятся почти со всеми «Донскими рассказами», в начальной школе читают «Нахалёнка» и отрывки из романа «Поднятая целина», вышедшие на Дону отдельными изданиями под заголовками  «Федотка» и «Пахота». В старших классах школы находят возможность выделять большее количество часов на детальное изучение «Тихого Дона». Рекомендованы к просмотру фильмы, снятые по одноименному роману-эпопее.

Что касается трактовки шолоховских героев, не думаю, что в практике школьного преподавания за последние десятилетия что-то кардинально изменилось в этом вопросе. Герой Шолохова стоит перед серьёзным нравственным выбором, и его внутренняя сила, стремление жить по совести позволяют ученику сформировать своё отношение к персонажу. Проблематика произведения дает возможность говорить об общечеловеческих ценностях, особенностях русского характера (рассказ «Судьба человека»). Учитель ставит перед учащимися вопрос: что значит герой? Человек, на которого хочется равняться? Тогда шолоховские герои не подходят под этот эталон. У Шолохова все действующие лица живые, неоднозначные, со своими ошибками и промахами. Если в чём и хочется быть похожим на персонажей его книг, так это в неустанном поиске правды, в искренности, умении разрешить себе сомнения, метания, быть настоящим. Здесь шолоховский герой становится примером для наших современников.

Вопрос о героях и антигероях также неоднозначен. Сейчас меньше, чем когда-либо, читатель склонен делить персонажей Шолохова на положительных и отрицательных. Всё же за последние годы трансформируются некоторые аспекты читательского восприятия. Если 25-30 лет назад юные читатели «Тихого Дона» считали ошибкой метания Григория от красных к белым, то для сегодняшнего читателя-школьника эти метания обладают большим драматизмом. В настоящее время возрос интерес к Вёшенскому восстанию в связи с его вековым юбилеем, и школьники с большим вниманием относятся к поискам жизненной правды Григория Мелехова - казака. Современный читатель более пристально относится к второстепенным сюжетным линиям, например, истории Листницкого с его мучительной любовью к чужой жене или развитию отношений Анны и Бунчука.

К отрицательным героям также проявляется неоднозначное отношение. В том, что Митька Коршунов – отрицательный герой, сомнений у школьников нет, а вот Михаил Кошевой уже не вызывает столь однозначной оценки. Современный читатель более чуток к деталям, символам, намёкам: отношение Кошевого, например, к лошадям, раскрывает его добрые человеческие качества.

Попытка поставить вопрос деления шолоховских героев на положительных и отрицательных – не самый правильный подход в изучении произведения. Есть наш, читательский и жизненный, опыт, есть авторская позиция. Нужно попробовать понять мысль автора, а не перекраивать её с точки зрения каких-то модных общественных веяний. Мы же не оспариваем мнение Гоголя, что Чичиков – подлец, не переоцениваем поступки Печорина или Онегина, ссылаясь на их «несовременность». Произведения М.А. Шолохова поднимают вечные вопросы, и в их трактовке вряд ли что-то может кардинально измениться. 

Пустовалова Майя Геннадиевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Вёшенская СОШ»:

- Кроме обязательных произведений М.А. Шолохова я имею возможность увеличить количество часов на их изучение в рамках регионального компонента. Так, ученики среднего звена дополнительно знакомятся со многими рассказами из сборников «Донские рассказы» и «Лазоревая степь», очерками о Великой Отечественной войне, одиннадцатиклассники – с романами «Они сражались за Родину» и «Поднятая целина».

При подготовке к урокам я опираюсь на публикации журнала «Литература в школе», где упор при анализе шолоховских произведений делается на семейные ценности, гуманизм писателя, протест против разжигания ненависти, неприятие войны. Говоря о героях с учениками 5-9 классов, мы рассматриваем их нравственные и духовные качества – человеколюбие, непротивление злу насилием, любовь к природе и животным и т.д. В старших классах мы говорим о герое (например, о Григории), как о человеке думающем, сомневающимся, ищущем правду жизни, стоящим перед нравственным выбором.

По сравнению с анализом шолоховских произведений в советский период, современный учитель меньше обращает внимание на политическую принадлежность персонажа, стремится показать ужас войны во избежание её повторения. Так, в романе «Поднятая целина» Нагульнов воспринимается не как идейный и непогрешимый коммунист, а именно как «путаник, но ведь страшно свой же!» (М.А. Шолохов) вызывающий читательскую симпатию. Вся тройка – Давыдов, Размётнов, Нагульнов – воспринимается с точки зрения гуманизма, а не партийной принадлежности. Со старшеклассниками мы изучаем период коллективизации, стараемся читать между строк, выявлять скрытый контекст в спорных сценах о раскулачивании или колхозном собрании, то есть в тех эпизодах, которые раньше замалчивались. 

Зимовнова Людмила Ивановна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Вёшенская СОШ»:

- Я люблю изучать с младшими подростками рассказы «Жеребёнок», «Родинка», «Коловерть», рада что ребята не остаются равнодушными, искренне оценивают героев. Во главу угла при анализе этих произведений становятся противоречия: общечеловеческие ценности и нравственные категории против человеческой жестокости; несовместимость ценности человеческой жизни и ужасов войны. С ребятами мы делаем вывод, что на войне, особенно гражданской, гибнут, к сожалению, лучшие, те, кто не растерял нравственных качеств.

Анализируя со старшеклассниками «Тихий Дон», использую труды современных шолоховедов. Говоря о любовном треугольнике в романе, школьники стоят перед дилеммой: если Наталья – хранительница семейного очага, почему же читательская симпатия на стороне Аксиньи, и почему беззаконной страсти и полноте чувств Григория и Аксиньи часто завидуют. Вместе с ребятами мы делаем вывод о том, чем страшна эпоха перемен. В это время идёт ломка традиций, семейных ценностей, и отражается это на всех без исключения. 

Выпряжкина Наталья Дмитриевна, преподаватель русского языка и литературы МБОУ «Базковская СОШ»:

- Знакомство с произведениями М.А. Шолохова начинается с начальных классов. В качестве регионального компонента, на уроках внеклассного чтения во 2-8 классах дети знакомятся с рассказами «Нахаленок», «Жеребенок», «Федотка», главами из произведений «Они сражались за Родину», «Судьба человека».

Более глубокое, детальное изучение произведений М.А. Шолохова начинается в старших классах. Среди произведений, которые входят в школьную программу и изучаются в 9-11 классах: «Лазоревая степь», «Донские рассказы», «Наука ненависти», «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Тихий Дон», «Поднятая целина».

При изучении произведений Шолохова рассматриваются не только изображаемые автором события (классовая борьба и установление Советской власти на Дону), не только отдельные герои, но также учащимся предлагается выяснить мотивы и причины поступков героев, проанализировать мысли и чувства, восприятие мира героями того или иного произведения. Этому способствуют различные формы уроков литературы: урок-исследование; урок-суд; проблемные уроки; сочинения-рассуждения. Кроме того, лучше понять писательский замысел, характер и особенности литературных героев, художественных произведений помогает внеклассная исследовательская деятельность. Учащимися нашей школы под руководством учителей русского языка и литературы написаны исследовательские работы, такие как: «Экранизация романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», «Шолохов и театр», «Памятники героям произведений М.А. Шолохова» и ряд других.

Готовясь к участию в творческом конкурсе «Наш Шолохов», который ежегодно проводит Музей-заповедник М.А. Шолохова, на школьном, районном этапах в номинации «Художественное чтение», учителя помогают учащимся выбрать наиболее значимые, яркие эпизоды произведений, показывают, как надо вчитываться, размышлять над текстом, постигать художественную функцию эпизода и отдельного слова. Ребята также принимают активное участие и в номинациях «Изобразительное искусство» и «Декоративно-прикладное творчество», представляя свои рисунки и поделки.

В феврале, в день памяти писателя, и в мае проводятся конкурсы рисунков, посвященные творчеству М.А. Шолохова. Наши художники рассказывают, кого из героев они изобразили, почему, каким они представляют себе данного героя, зачитывают соответствующие отрывки из произведений.

Конечно, изучать в школе творчество М.А. Шолохова очень сложно, ведь события, описываемые автором, далеки от ребят. Но проблемы, поднятые писателем, актуальны во все времена. На примере шолоховских героев и их поступков ребята учатся добру, справедливости, гуманизму; понимают, в чем сущность истинного героизма и патриотизма (образ Григория Мелехова, Андрея Соколова, Звягинцева, Стрельцова).

К сожалению, СМИ, современное кино навязывают подросткам в качестве примера отрицательных героев. Поэтому главная задача школы – научить детей понимать, кто такие настоящие герои, а кто «bad boys». И помогают это сделать произведения выдающегося писателя, нашего земляка М.А. Шолохова.

В Базковской школе в учебном кабинете оформлена литературная экспозиция по произведениям М.А. Шолохова, а также материалам из переписки Михаила Александровича с писателями нашей страны и зарубежья. 

Иванова Людмила Егоровна, Чучуева Галина Павловна, члены методического объединения учителей русского языка и литературы МБОУ «Шолоховская гимназия станицы Вёшенская»:

- Учителя анализируют программный материал по творчеству М.А. Шолохова, выделяют тематические блоки, где в рамках учебного материала рассматриваются вопросы нравственности, этики, роли личности в истории, отношения человека к природным и материальным ценностям и т.д.

Учителя русского языка и литературы проводят с учителями-предметниками тематические семинары по изучению технологий обучения детей написанию творческих работ на материале произведений писателя, оформлению связного доказательного высказывания, умению обстоятельно, с использованием личного, читательского опыта участвовать в дискуссии, доказательно отстаивать свою точку зрения по социально значимым, нравственным проблемам с использованием материала по изучаемой теме.

 

Публикацию подготовила
Ольга Каргина