Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
72 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12593 (95%)
Архив опросов

Новости

Непреходящая ценность русской и мировой культуры

21.05.2020

115-летие писателя Михаила Александровича Шолохова является важной вехой в осмыслении наследия русского гения, ставшего символом литературной эпохи ХХ века.

Михаил Александрович Шолохов вошел в русскую и мировую литературу, культуру как художник, описавший жизнь донского казачества в мирное и трагическое для всей страны время. В дипломе лауреата Нобелевской премии читаем: «Михаилу Александровичу Шолохову. 1965 года Нобелевская премия по литературе присуждена в знак признания художественной силы и честности, которые он проявил в своей донской эпопее об исторических фазах жизни русского народа». Однако роль Шолохова в целостном восприятии его как деятеля искусства далеко не ограничивается гениальными произведениями о народе – в течение всей жизни он выступал в качестве активного борца за сохранение духовных и материальных ценностей русской культуры.

В 1936 году Шолохов буквально спас от разрушения храм Архистратига Михаила в станице Вёшенской, построенный еще в 1786 году и являвшийся для казаков станицы и близлежащих хуторов важнейшим духовным оплотом. Ему удалось уговорить власть сохранить Свято-Никольскую церковь в станице Еланской, построенную в честь победы в Отечественной войне 1812 года.

Поддерживал Шолохов и сохранение песенного наследия казачества. По его инициативе в 1935 году был организован Вёшенский казачий народный хор, в состав которого вошли талантливые казаки и казачки Вёшенского района. Хор успешно выступал в не только по Ростовской области, но и во дворцах культуры г. Москвы, и даже на сцене Академического Большого театра. Хор исполнял старинные казачьи песни в их аутентичном звучании, что вызывало у зрителей восторг и одобрение.

В 1936 году М. А. Шолохов стал инициатором создания первого и единственного на то время в Советском Союзе «Театра казачьей колхозной молодёжи». Собранная театральная труппа из простых тружеников станицы и хуторов Вёшенского района успешно выступала не только в самой станице, но и гастролировала по всему Югу Советского Союза.

Крепкая дружба и сотрудничество связывали русского писателя с коллективом Ансамбля песни и пляски донских казаков под руководством А.Н. Квасова. Анатолий Николаевич учитывал мнение Михаила Александровича как знатока старинных казачьих песен, он советовался с писателем в определении творческого направления ансамбля. Михаил Александрович предостерегал от искажения оригинальных фольклорных текстов, давал ценные советы о методах сокращения их, наказывал беречь донскую песню, одну из жемчужин народного творчества.

Михаил Александрович всеми силами способствовал продвижению русской классики, творчества писателей-современников за рубежом, а также изданию зарубежных авторов в Советском Союзе, при этом он перечитывал огромное количество публикуемой литературы, со многими зарубежными писателями был знаком лично, они не раз обращались к нему за помощью в издании произведений.

Обширное эпистолярное наследие М.А. Шолохова – переписка с деятелями культуры, искусства, читателями со всех уголков нашей страны, зарубежья – дает богатейшую почву для формирования образа писателя как человека явно неравнодушного к сохранению народных традиций, культуры и жизненных устоев.

19 июня 1970 года писателем было отправлено письмо председателю Совета Министров РСФСР Г.И. Воронову о возможности рассмотреть вопрос о праздновании 400-летия Войска Донского и создании музея-заповедника в станице Старочеркасской, посвященного донскому казачеству: «…В отношении станицы Старочеркасской надо что-то делать. Люди окраинного уголка России, некогда населявшие его, веками стояли на рубежах Родины, и необходимо сохранить для истории и потомства хотя бы то, что осталось вопреки нашему пренебрежению к памятникам родной страны». В октябре того же года в станицу Старочеркасскую прибыла Госкомиссия, которая определила памятники и памятные места старинной станицы и, на основании акта этой комиссии и ходатайства М.А. Шолохова, 30 декабря 1970 года вышло постановление за № 726 «О создании на территории станицы Старочеркасской историко-архитектурного музея-заповедника». За 15 лет, благодаря созданию музея, были отреставрированы такие уникальные памятники, как: Войсковой Воскресенский собор с уникальным иконостасом сер. XVIII века, соборная колокольня, дворец атаманов Ефремовых, атаманская кухня, здание монастырской гостиницы, дом торговых казаков Жученковых, дом К. Булавина, церкви Петра и Павла, Донской Божией Матери и Ратненская. Кто знает, было бы ли все осуществлено, если бы М.А. Шолохов не заострил внимание на сохранении этого уникального исторического места.

14 марта 1978 года М.А. Шолохов обращался в письме к Л.И. Брежневу по проблемам развития русской культуры. Писатель открыто выступил против принижения роли русской культуры в историческом духовном процессе, искажения ее высоких гуманистических принципов, против показа русского народа духовно-немощным, неспособным к интеллектуальному творчеству; против уничтожения русских архитектурных памятников. Письмо наполнено болью за современное состояние и будущее русской культуры. Опасения Шолохова были далеко не беспочвенными – многие проблемы, на которые он указал, актуальны и сейчас, хотя давно уже в нашей стране нет никакого социализма «с нечеловеческим лицом».  Однако, как мы знаем, в секретариате ЦК КПСС реакция на письмо была двойственной, письмо «рассмотрели внимательно» и отметили, что оно «отличается, к сожалению, односторонностью и субъективностью».

Творческое наследие писателя, его активная общественная деятельность вызывали отклик и поддержку у народа всей страны, представители власти не могли игнорировать позиции писателя. По ходатайствам Шолохова были решены многие вопросы сохранения культурных ценностей русского народа.

Невозможно переоценить и вклад М.А. Шолохова в благоустройство станицы Вёшенской и Ростовской области. В сложные 1930-е годы Шолохов добивается, чтобы в Вёшенской открылось педучилище, строились социально значимые учреждения – библиотека, дом культуры, студенческое общежитие, учебный корпус. Его стараниями как депутата Верховного Совета СССР в станице возводят электростанцию, здание родильного дома, детского сада, аптеки. В послевоенные годы Михаил Александрович всеми силами принимает участие в восстановлении пострадавшей в войну родной стороны. В 1952 г. была возобновлена работа электростанции, в 1960-е гг. М.А. Шолохов содействует строительству зданий милиции (здание полиции в наст. время), нового Дворца культуры, военкомата, в 1976 г. было построено здание школы на 1000 ученических мест (ныне – «Шолоховская гимназия»). Санаторий «Вёшенский» (1970), газораспределительная станция (1982), мост стратегического значения через реку Дон (1984) также напоминают о неоценимом вкладе писателя в развитие нашего края.

В 1984 году русский народ пережил огромную потерю – писателя не стало. Был подписан Указ об увековечении его памяти и создании Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова. Помимо того, что в состав образованного Музея вошли памятные места, связанные с жизнью писателя – дом, где родился Михаил Александрович, здание станичного управления в Вёшенской, казачий курень, в который переехала молодая семья Шолоховых из Каргинской, – в 1987 году супруга и дети писателя безвозмездно передали в дар государству всю Усадьбу семьи Шолоховых. Это решение семья приняла с целью сохранить все в том же виде, как было при жизни Михаила Александровича Шолохова, дать возможность почитателям таланта писателя ощутить атмосферу, окружавшую писателя при создании произведений, его созидательной общественной деятельности. Жизнь Усадьбы М.А. Шолохова после того, как она стала объектом Музея, – это   отдельная тема, отдельный роман, действие которого разворачивается масштабнее с каждым годом и не теряет основной сути – «здесь всегда царит дух гостеприимства, как и при жизни хозяина».

К наследию писателя еще будет обращаться не одно поколение в поиске ответов на жизненно важные вопросы, в поиске духовной поддержки. Поэтому сохранение наследия М.А. Шолохова, как одной из основных миссий Музея-заповедника М.А. Шолохова, приобретает первостепенное значение.

Лидия Слюсаренко