Новости




Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
111 (1%)
Выставки
102 (1%)
Музейные события
72 (1%)
Музей – детям
113 (1%)
Донское казачество
241 (2%)
Памятники природы
68 (1%)
Информация для туристов
12593 (95%)
Архив опросов

Новости

95 лет со дня первой публикации рассказа М.А. Шолохова «Коловерть»

15.07.2020

95 лет назад, 15 июля 1925 года,  в журнале «Смена» был напечатан рассказ М.А. Шолохова «Коловерть», рассказывающий о событиях 1918 года на Верхнем Дону. Позже рассказ вошел в авторские сборники «Донские рассказы» (1926 г.) и «Донские рассказы. Лазоревая степь. 1923–25» (1931 г.).

Рассказ относится к числу произведений М.А. Шолохова, в которых показаны распад казачьей семьи, разрушение кровно-родственных связей, а также жестокость братоубийственной войны. Он пронизан драматизмом и напряжённостью борьбы, остротой происходящего в то время.

В основе его сюжета – история казачьей семьи Крамсковых, расколотой событиями революции и Гражданской войны. Петр Пахомыч и два его сына, Григорий и Игнат, поддерживают сторону большевиков. Для них, простых казаков-хлеборобов, земля была превыше всего, и большевики этой землёй «делились». Третий сын Пахомыча Михаил выражает идеи белогвардейцев, не принимая большевистскую позицию. Он строит военную карьеру в рядах белоказаков, беспрекословно подчиняясь полковнику Черноярову, который однажды безжалостно избил плетью его отца. Михаил говорил Пахомычу: «Брось пахать, отец, иначе я прикажу атаману арестовать тебя!..». И когда отец и братья ушли к большевикам, он первым поспешил донести об их уходе, за что получил чин подъесаула. Развязка истории происходит в момент пленения Пахомыча и Игната (Григорий к тому времени  был убит в одном из боёв). В конце рассказа Михаил решает, какую же судьбу избрать его родным. Но никакой человеческой жалости не проявил он, лишь идеологическая «коловерть» затягивала его всё дальше и дальше. Михаил отдаёт приказ о расстреле отца и брата.

Образ матери, жены Пахомыча, которая всех «одной грудью кормила» и которой «всех одинаково жалко», по своему содержанию близок образу Ильиничны из романа «Тихий Дон». Символичен связанный с темой материнства финал произведения: щенившаяся в буреломе волчица, услышав выстрелы, лишившие жизни Пахомыча и Игната, «прислушалась настороженно и в ответ короткому стонущему крику завыла <…> хрипло и надрывно».

В качестве средств художественной выразительности в рассказе присутствуют развёрнутые метафоры, олицетворения, сравнения, инверсии, которые в сочетании придают реальность описываемым в произведении событиям.

В музее-заповеднике М.А. Шолохова хранятся несколько иллюстраций к рассказу «Коловерть» известных художников-иллюстраторов А.Г. Мосина, Н.В. Усачева, В.Л. Гальдяева.

В 1970 году на киностудии «Мосфильм» по мотивам «Донских рассказов» М.А. Шолохова «Коловерть», «Червоточина» и «Продкомиссар»  был снят художественный фильм «В лазоревой степи» (режиссёры-постановщики В. Лонской, В. Шамшурин; сценарий Ю. Лукина, В. Лонского и В. Шамшурина).

«Донские рассказы» сыграли важную роль в творческом развитии М.А. Шолохова. Небольшие по объёму, они содержат в себе глубокий внутренний смысл. Каждый рассказ – это не просто повествование о событиях, происходивших на Дону, но и трагедия донского казачества, трагедия всего народа России, пережившего страшные годы Гражданской войны.

 

Марина Дебур