Новости
Этот фильм снимался 65 лет назад…
27.05.2022В нынешнем году исполняется 65 лет с начала съемок фильма “Тихий Дон” режиссером С.А. Герасимовым. Это одна из наиболее популярных и талантливых экранизаций великого произведения М.А. Шолохова. Один из лучших фильмов режиссера Сергея Герасимова, трехсерийная драма о судьбе донского казачества на стыке эпох, завоевал несколько наград на международных фестивалях, в том числе диплом Гильдии режиссеров США за лучший иностранный фильм.
В 1930-м году режиссеры Преображенская и Правов сняли по своему сценарию немую версию “Тихого Дона”. Михаил Александрович Шолохов лично утверждал и консультировал актеров Андрея Абрикосова и Эмму Цесарскую, которые играли главных героев – Григория и Аксинью.
Сергей Герасимов позднее писал: «Отношение к “Тихому Дону” у меня давнее, и сложилось оно тотчас вслед за появлением первой книги.… В первый раз мне захотелось экранизировать этот удивительный роман в 1939 году …. Увлеченность моя “Тихим Доном” была такова, что я как бы уже всю книгу видел ожившей…».
В 1955 году он, встретившись с Шолоховым в Вёшенской, получил согласие писателя на экранизацию романа. Первоначально обсуждался вариант пятисерийного фильма, но в конечном итоге решено было снять три серии.
Над сценарием режиссер работал самостоятельно, результат Шолохов одобрил. К подбору актеров подошли тщательнейшим образом. Колоритность, фактурность каждого персонажа романа не позволяла иначе. Выбирали актеров более чем из 200 претендентов. Так, на роль Аксиньи рассматривались Эмма Цесарская, сыгравшая ее в немом фильме, и кубанская казачка Нонна Мордюкова, которая давно мечтала о роли Аксиньи. И всё же досталась эта роль Элине Быстрицкой. М.А. Шолохов, увидевший ее пробы, сказал, что это абсолютное попадание.
Экранизация романа Михаила Шолохова снималась в 1957-1958 годах на Московской киностудии имени М. Горького. Хутор Диченский Каменского района Ростовской области стал основным местом натурных съёмок. В массовых сценах принимали участие самые настоящие казаки. Дома Мелеховых, Коршуновых, Астаховых и Кошевых, хуторскую церковь специально построили для съемок, неподалеку возвели усадьбу Листницких.
Немало пришлось поработать актёрам, чтобы вжиться в образы своих персонажей. Беседуя со старожилами, они прислушивались к своеобразному говору казаков, знакомились с их бытом. Всему актёрскому составу пришлось погрузиться в обстановку дореволюционного казачьего быта.
Людмиле Хитяевой пришлось научиться тонуть (она 13 раз «тонула» под камеру), хотя панически боялась это делать (в детстве тонула на Волге). Элине Быстрицкой для роли пришлось усиленно налегать на сметану и мед, чтобы набрать 15 килограммов, да ухоженным рукам, которые совсем не вписывались в образ казачки, задать работы. Носить воду из реки, как носят казачки, не так-то просто. Много ведер перетаскала Элина Быстрицкая, чтобы научиться ходить по воду с коромыслом, да так, что хуторяне начали признавать в ней свою, донскую казачку.
Для Петра Глебова роль Григория Мелехова стала первой крупной работой в кино, хотя на момент съемок ему было уже за 40 лет. Глебова «омолаживали» с помощью грима. Гримёры старательно делали ему нос с горбинкой, приклеивали усы. Если актрисы избавлялись от «городского» вида через физическую работу, то мужчин эта участь тоже не избежала: их Герасимов отправлял с казаками на сенокос и учиться ездить на лошадях.
Петру Глебову, чтобы передать тонкости и своеобразие Григория, пришлось научиться всему, чем его герой занимается по ходу фильма: косить, пахать и, конечно, рыбалить… Фильм сделал знаменитыми еще неизвестных на тот момент Петра Глебова и Элину Быстрицкую.
Первым зрителем трехсерийной киноэпопеи стал сам Михаил Шолохов, давший после просмотра такую рецензию: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». Картину посмотрело огромное количество зрителей – за один 1957 год их было 47 миллионов. В 1958 году «Тихий Дон» признали лучшим фильмом года по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Этот фильм снимался 65 лет назад, но с каким удовольствием смотрят и пересматривают его зрители сегодня! Созданный в унисон с великим произведением М.А. Шолохова, он обрел право на долгую жизнь.
Татьяна Балак