Новости
«Добраться до сути шолоховской прозы»
19.05.202365 лет назад, в мае 1958 года, в кинозале Вёшенского дома культуры состоялся премьерный показ 3-й серии кинофильма «Тихий Дон» режиссёра Сергея Аполлинариевича Герасимова. По воспоминаниям очевидцев этого события, картину крутили круглосуточно, такой интерес и отклик она вызвала у жителей и гостей Вёшенской. Зрительный зал ДК просто не вмещал толпы желающих, прибывших и из соседних станиц и хуторов. Люди шли пешком, добирались и на телегах, бедарках, у Дома культуры просто не было свободного места. На одном из сеансов присутствовал сам М.А. Шолохов, перед зрителями выступали режиссёр картины С. Герасимов, а также актёры, исполнившие главные роли П. Глебов и В. Захарченко.
Сергей Герасимов начал работу по экранизации романа в 1955 г. Основная цель, которую режиссёр поставил перед собой и съёмочной группой, - «добраться до сути шолоховской прозы, постигая не только смысл, но и стиль романа, ибо одно в нём неотделимо от другого, передать великую правду, которую выносил и отдал людям писатель». Места для съёмок были выбраны по совету автора произведения недалеко от города Каменск-Шахтинский, в хуторе Диченский. В съёмках принимали участие местные жители, которые активно вносили свои предложения, добиваясь достоверности отражения казачьего быта, а также батальных сцен. Герасимов в съёмочном процессе учитывал каждую мелочь в поведении актёров, их внешнем виде, большое внимание обращал на казачий говор: если кто-то ошибался, то могли по несколько раз переснимать кадр.
Элине Быстрицкой для этой роли пришлось поправиться на пятнадцать килограммов и вместе с актрисами Людмилой Хитяевой, Зинаидой Кириенко, Натальей Архангельской по совету режиссера до начала съёмок пожить на казачьем хуторе, чтобы научиться всем премудростям казачьего быта. Требовал «грубеть», чтоб не было холёного городского вида: «стирайте побольше, чистите посуду, скоблите полы, наведите порядок дома. У себя всё сделаете, так соседям помогите».Быстрицкой местные жительницы, казачки, давали мастер-классы: как носить коромысла «чтоб казаки глаза сломали», а мужчины-актёры ходили с местными казаками на сенокос, учились ездить на лошадях.
И такой основательный и трепетный подход режиссёра и всей съёмочной группы не прошел зря. Во время премьерных показов фильма люди выходили из зала под большим впечатлением. А финальная сцена фильма, в которой Григорий, вернувшись домой, видит во дворе мальчишку, берёт его на руки, смотрит на солнце, и оно ему кажется чёрным, взволновала всех. «Для этого человека в жизни как бы подведена черта», — так написал Шолохов, и Герасимов сумел передать эту мысль писателя.
Вглядываясь в возбуждённые лица земляков, Михаил Александрович сказал: «Мне дорог этот фильм за то, что он идёт в дышловой упряжке с моим романом…».
«Тихий Дон» Герасимова стал самым любимым и популярным у зрителей не одного поколения. В первый же год выхода фильма в прокат его посмотрели 47 миллионов зрителей, он побил все рекорды по кассовым сборам, а впоследствии вошел в золотой фонд советского кинематографа.
Елена Морозова