Опрос

Какая тема, на Ваш взгляд, недостаточно представлена на нашем сайте? Свои замечания и пожелания оставляйте в разделе «Отзывы и предложения».
Коллекция музея
Выставки
Музейные события
Музей – детям
Донское казачество
Памятники природы
Информация для туристов
Посмотреть результаты опроса

Результаты опроса

Коллекция музея
113 (1%)
Выставки
103 (1%)
Музейные события
76 (1%)
Музей – детям
116 (1%)
Донское казачество
243 (2%)
Памятники природы
69 (1%)
Информация для туристов
12599 (95%)
Архив опросов

Новости

По казачьему подворью

14.02.2024

Сотрудники Музея-заповедника М.А. Шолохова провели очередное музейное занятие по бытовой культуре казаков Верхнего Дона конца XIX – начала XX веков для учащихся начальных классов Шолоховской гимназии ст. Вёшенской.

Во время увлекательного путешествия по казачьему подворью участники встречи узнали об устройстве и функциях база – хозяйственного двора, где располагались подсобные сооружения, помещения для домашних животных и птицы.

В ходе беседы ребята выяснили, что большая часть живности, выращенной в хозяйстве, обеспечивала потребность казачьей семьи в натуральных продуктах – мясе, молоке, яйце, шерсти. Другая – использовалась для различных сельскохозяйственных работ.

Ребята с интересом рассматривали фотографии хозяйственных построек, которые уже исчезли из современного обихода, но были непременным атрибутом казачьего подворья столетие назад. Это амбар, где хранились зерно, мука, припасы; конюшня, где содержались строевые и рабочие лошади; рассадня – своеобразный парник, изготовленный из ивовых кольев и прутьев; поветка для сушки фруктов.

Школьникам увидели различные виды кормов для скота и птицы, которые выращивали казаки в поле, саду, на огороде, бахче. Они с интересом рассматривали образцы зерновых культур, определяя их сходство и различие по цвету и форме. В состав рациона животных входили так же сено, некоторые овощи и фрукты, их ребята легко узнавали при показе.

Одной из повседневных обязанностей хозяйки-казачки были дойка и уход за коровой. Дети не только увидели набор предметов, необходимых для процеживания молока, но и попробовали осуществить его в действии. Кроме того, они внимательно разглядывали глиняную посуду – корчажки, махотки, бальсаны – и определяли их содержимое – молоко, сметану, каймак, творог.

Рассказ о казачьих изгородях из дерева, камня, лозы также пополнил знания детей об устройстве казачьего подворья.

В заключение музейного занятия школьники приняли участие в мастер-классе «Заплетайся, мой плетень» по изготовлению декоративного плетенька. На деревянном основании (дощечка), с закрепленными в нём деревянными стоячками, ребята завивали прутики бумажной лозы в форме восьмерки от середины плетня к первому стоячку и обратно. Роль лозоплетельщиков пришлась им по душе.

Марина Попова
Александр Тяпкин