Новости
Об итогах IX Конкурса методических работ
13.05.2025Подведены итоги IX Конкурса методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях.
На конкурс было получено 7 методических материалов разного жанра из Воронежской обл., Калининграда, Санкт-Петербурга (Пушкина), Ростова-на-Дону, Гродненской обл. Республики Беларусь. Их авторы: преподаватели вузов, школьные учителя, студентка 5 курса вуза. Жюри рассмотрело программу вузовского курса о творчестве М.А. Шолохова, викторину о школьном музее писателя, конспекты уроков, презентации, кроссворд, синквейн, другие материалы. Одна из присланных работ была опубликована, текст присутствует в Интернете, с участия в конкурсе она была снята. Присланные материалы вызывают интерес и будут полезны в работе преподавателей, однако степень их оригинальности и теоретической и практической значимости различна.
По-новому представить школьный музей М.А. Шолохова помогает викторина, разработанная Людмилой Александровной Чекалдиной, учителем географии и руководителем школьного музея М.А. Шолохова (Ростов-на-Дону). Этот материал может использоваться как путеводитель по музею и его истории, к нему учителю и ученику надо будет обращаться неоднократно.
Безусловным лидером стала программа вузовского курса «М.А. Шолохов: этапы освоения творческого наследия», разработанная кандидатом филологических наук, доцентом Южного федерального университета Татьяной Осиповной Осиповой. Ее материалы органично сочетают лучшие традиции уже почти векового осмысления творчества писателя в критике и литературоведении и современные методологические ориентиры. В программе предложены перечень значимых вопросов и разноплановые задания для самостоятельной работы студентов. Список литературы включает как классические советские монографии, посвященные М.А. Шолохову, так и книги 2000-х вплоть до 2020-х гг. В частности, автор рекомендует познакомиться с книгой Захара Прилепина «Шолохов. Незаконный» (2023, 2024), ставшей событием в литературной и культурной жизни страны и, несомненно, требующей глубокого филологического осмысления. Программа недвусмысленно показывает актуальность и серьезность научной и научно-методической проблематики преподавания творчества М.А. Шолохова в высшей школе и высокие требования к профессиональной подготовке лектора, берущегося за эту тематику.
В целом, конкурс показал востребованность новых методических материалов по изучению творчества М.А. Шолохова в вузе и в школе, готовность преподавателей, учителей искать новые, современные, формы работы с молодежной аудиторией, развивать – прежние.
Сергей Васильев